Как самостоятельно создать подкаст с нуля: инструкция по сборке
Самый простой вариант создать подкаст с нуля — обратиться за помощью в студию и довериться команде профессионалов. Но если вам хочется освоить новый навык самостоятельно и проконсультироваться у более опытных коллег сейчас нет возможности, мы в «Двух Дорожках» собрали небольшой гайд, который может помочь успешно запустить свой проект и избежать многих ошибок новичков.
Для продюсерских клиентов у нас есть схема, наглядно показывающая, из каких этапов состоит производство подкаста. Перед чтением этой статьи очень советую ознакомиться с ней, так как я буду подробно разбирать каждую из ступеней и давать ссылки на полезные ресурсы.
Концепция
Самый важный, по моему мнению, этап создания проекта — это разработка концепции. Подкаст и звучит хорошо, и делается легко, только если его создатель может четко ответить на четыре главных вопроса:
Кто? делает подкаст, какова главная характеристика ведущего
Что? ведущий хочет рассказать, какие смыслы закладывает
Кому? рассказывает, каков портрет слушателя
Зачем? слушателю все это, с какой пользой или изменениями он уходит
Эти вопросы взяты из «Библии» подкастинга — книги Эрика Нюзума «Пошумим». В ней Ньюзум рассказывает о своем многолетнем опыте создания подкастов в Америке, а самое главное дает очень простые практические упражнения, которые помогут комплексно подойти к своему шоу.
Призываю вас уделить несколько часов на прочтение хотя бы первых четырех глав. Вы сразу же поймете, нужен ли вам подкаст, в каком формате он может существовать, и т.д. Все, что касается структуры и оформления должно плавно и очень логично вытекать из общей концепции проекта, а не наоборот.
Что почитать?
- Эрик Нюзум «Пошумим. Как делать хитовые подкасты»
- Гайд Антона Позднякова для понимания пути
Оформление
Подкасту нужны джингл и обложка. Из музыки и/или звуков вам нужно будет собрать запоминающуюся мелодию для вступления, заключения и перебивок. А обложка станет «лицом» вашего проекта на всех подкаст платформах.
Все оформление вы сможете, если захотите, поменять в процессе выхода шоу, пока будете искать свое звучание. Однако лучше не делать этого слишком часто — слушатели быстро привыкают к авторскому звуку и картинке.
Посоветую пару ресурсов для самоопределения:
- Про обложки
- Про джинглы
- Нейросеть, создающая изображения
- Бесплатная фонотека
- База специалистов
Сценарий
Самый дельный совет, который я могу дать относительно сценария, помимо ссылок ниже — подкаст создается для слушателя, а не для ведущего или начальника. Поэтому и в сценарии мы должны исходить от него.
Представим, что у нас подкаст про булочки, где в каждом эпизоде мы рассказываем о новом лакомстве.
Обозначим точку А нашей аудитории, то есть точку входа. Допустим, они ничего не знают о шведской булочке, кроме ее вкуса и внешнего вида.
Обозначим точку Б, точку выхода. С чем бы вы хотели, чтобы слушатели остались после эпизода? С какой информацией, эмоциями, вопросами? Предположим, они узнали историю шведской булочки и теперь могут рассказать ее друзьям, а также получили ссылки на рецепт и несколько лайфхаков для самостоятельного приготовления.
Если мы придумали точки А и Б, у нас сразу же появляется понятный сценарий! И состоять он должен из трех частей:
- Вступление (интро) — что за подкаст, кто ведет, о чем эпизод, кто в гостях
- Основная часть — история булочки, интересные и забавные факты, подробный рецепт с комментариями о деталях приготовления
- Заключение (аутро) — что за ссылки в описании, что за подкаст это был, просьба оценить подписаться
В какой-то момент, осознание простоты самой сути сценария перевернуло мою работу, надеюсь, поможет и вам!
Что изучить?
- О нарративном подкасте
- О разговорном
Запись
Качественный исходник очень помогает на монтаже. Необязательно тратить миллионы на микрофоны и студии, но важно отнестись к процессу ответственно, поэкспериментировать и найти свой «рецепт» идеальной записи. Сейчас хороший звук в подкасте не преимущество, а необходимость. Это уважение к слушателю и конкурентное условие индустрии.
Как записывать?
Монтаж
Чем лучше исходник, тем меньше страданий на монтаже. Но даже если у вас была идеальная запись, монтаж — это очень времязатратный шаг.
Самостоятельно заниматься им рекомендую, только если действительно втянетесь в процесс и будете получать от него удовольствие. Если чувствуете, что не пошло и монтаж — это не ваше, смело делегируйте и не переживайте. Иначе легко можно скатиться в выгорание и потерять интерес к проекту.
Распространение
Подкастам нужен хостинг. Хостинг — это специальный сайт, на котором лежит сам файл вашего эпизода. Подкаст-приложения связываются с этим сайтом и забирают оттуда файл, используя RSS.
Один раз в самом начале вам придется связать все подкаст-приложения с хостингом, показать им путь к вашим файлам. Но в дальнейшем потребуется только загрузка файла на хостинг, подкастоприемники будут обновляться самостоятельно.
Прекрасный российский хостинг mave написал про это все подробнейшие инструкции в своей базе знаний. Горячо рекомендую.
База знаний хостинга mave
Продвижение
Волшебной таблетки в продвижении подкастов нет. Обычно все сводится к базовому продвижению в соцсетях либо самого подкаста, либо создателя. Могу выделить два бесплатных, но специфических способа.
Во-первых, фичеринг. Это когда ваш подкаст попадает в подборки или баннеры подкаст-приложений. Внизу прилагаю подробнейшую статью о том, как это устроено.
Во-вторых, кросс-промо. Вы можете сходить в гости в другой подкаст с подходящей вам аудиторией или прорекламировать чей-то проект за ту же услугу взамен. Такие возможности лучше всего искать в специальных чатиках.
Дальнейшие улучшения
Нет предела совершенству вашего проекта! Примите, что первые выпуски не будут идеальными и активно развиваться и улучшать качество продукта вы будете уже в процессе. А что может быть приятнее прогресса?
Делюсь с вами лучшими источниками для профессионального роста:
Создание подкаста — процесс сложный, но при ответственном подходе и достаточном количестве усилий реализуемый. Не бойтесь пробовать! А если вам все-таки потребуется помощь в процессе, приходите на консультацию к нам в студию. Мы будем рады помочь!