Сохранить и приумножить: 7 антикризисных советов тем, кто торгует на маркетплейсах
Во время любого кризиса есть те, кто идет ко дну, и те, кто развивает бизнес, несмотря ни на что. И каждому из нас, безусловно, хочется оставаться во второй категории. Я работаю в товарном бизнесе с 2013 года, и нынешняя ситуации – далеко не первый для меня кризис. Поэтому, исходя из собственного опыта, я собрал для вас несколько советов, которые помогли мне самому не только не уйти в минус, но и поднять продажи на маркетплейсах.
Каждый из них универсален и проверен мною на себе и своем бизнесе, но их можно (и даже нужно) адаптировать под себя и свое дело.
Совет №1. Маркетплейсы продолжают работать, и вы продолжайте
Не позволяйте себе упускать возможности и сидеть сложа руки. Это не только отличный способ уйти в минус, но и благодатная почва для уныния, страха и лишних сомнений. Начните делать хоть что-то, пусть сначала и небольшими шагами.
Помните, что подобные кризисы – это не только сложности, но и множество возможностей, в том числе, для развития гибкости и риск-менеджмента. Мы на своем веку уже столько всяких кризисов повидали. Но вспомните ту же пандемию – даже такая сложная ситуация принесла свои плоды. Люди привыкли за этот период заказывать онлайн, и эта привычка никуда не делась. Заказы на маркетплейсах идут – продавайте, пока за вас это не сделал кто-нибудь другой.
На рынке наблюдается рост продаж, а продавцов становится меньше, из-за блокировки поставок из Европы. Эту разницу, так называемый вакуум, нужно будет чем-то заполнить. Как говорится, свято место пусто не бывает. Главное тут помнить, что место это займет (и прибыли получит) тот, кто не побоялся действовать и не тянул время в ожидании хэппи-энда.
В онлайн-торговле всегда меньше издержек, и ее намного проще перестроить, чем оффлайн-бизнес. Так что сохраняйте трезвую голову, не поддавайтесь панике и продолжайте действовать.
Совет №2. Не делайте больших вложений
Особенно если вы только начинаете торговать. Закупайте небольшие партии товаров и тестируйте их, но при этом ни в коем случае не тратьте последние накопления. И я не советую сейчас брать большие кредиты на закупку товара.
Совет №3. Не планируйте больше чем на 2-3 месяца
Сегодня все меняется с бешеной скоростью. Все может измениться в считанные дни. Сохраняйте гибкость, изучайте новые сферы и будьте готовы адаптироваться. Да, кто-то не умеет быстро подстраиваться под новую ситуацию и страдает из-за того, что планы развития рухнули. А те, кто сможет подстроиться, однозначно вырастут и останутся в плюсе.
Совет №4. Пробуйте альтернативные площадки
Класть яйца в одну корзину уже не время, мы это поняли. Поищите альтернативные площадки для продвижения своих товаров, развивай бренд и узнаваемость. Никто не запрещает вам, продавая на маркетплейсе, продавать где-то еще. Сейчас, например, активно развиваются доски объявлений, тот же Авито идет вперед семимильными шагами. В моем тренинге один из блоков посвящен этой теме, и многие ученики зарабатывают на досках не меньше, чем на маркетплейсах, так что и вы не упускайте такой возможности. Ищите варианты, пробуйте, тестируйте. Товар, который не зашел на одной площадке, может оказаться «золотым» для другой.
Совет №5. Повышайте цены
Многие ошибочно считают, что рост курса валют повлияет только на импортные товары. Но это не так. Экономика – дело системное, производство в России использует импортные составляющие, поэтому рост цен, так или иначе, коснется всех областей.
Поэтому вам придется поднять цены. Поднимайте их плавно, а также продолжайте искать альтернативных поставщиков и альтернативные товары, которые будут продаваться.
Совет №6. Не бойтесь спада продаж
Спад есть и будет, это нормально. Первое время люди будут покупать меньше, так как не все адаптировались к изменениям. Но постепенно продажи восстановятся. Человек — такое существо, которое привыкает ко всему. В скором времени спрос выровняется. Следите за своей нишей, держите цены в актуальном состоянии и сохраняйте позиции в выдаче.
Совет №7. Выбирайте правильные товары
Не стоит тратить усилия на низкомаржинальные товары, с которых вы получите три копейки с половиной и рискуете выйти в ноль. Посмотрите, что хорошо продается и держите на этих товарах фокус. Продолжайте поиск перспективных товаров и ниш, не забывая о тестировании.