Аутсорсинг ИТ-процессов в эпоху глобальной цифровизации
Ещё несколько лет назад передача ИТ-функций подрядчику происходила, в первую очередь, из-за необходимости добавить гибкости устоявшимся бизнес-процессам в компании и улучшить их качество. Однако интенсивное развитие информационных технологий за последние несколько лет помогает по-новому взглянуть на аутсорсинг. Что способствует популярности ИТ-аутсорсинга в текущих реалиях? В чём заключаются его преимущества и кроются риски? На что стоит обратить внимание при выборе исполнителя ИТ-услуг? Ответы на эти и другие вопросы – в нашей статье.
Причины делегирования ИТ-функций сторонним организациям
Компании обращаются к услугам ИТ-подрядчиков по разным причинам, среди них:
- Недостаток штатных специалистов или специалистов с нужной квалификацией
ИТ-рынок в настоящее время испытывает дефицит специалистов, а знания в области цифровых технологий ценятся высоко. Компании, отдающие предпочтение развитию собственного ИТ-департамента, сталкиваются с недостатком квалифицированных кадров на рынке труда: многие узкопрофильные специалисты работают в ИТ-компаниях. Таким образом, аутсорсинг закрывает потребность в требуемых кадрах, сокращает время на поиск сотрудника в штат, а также снижает риски, связанные с человеческим фактором. - Сокращение финансовых затрат на содержание персонала в штате
По данным глобального исследования аутсорсинга Deloitte за 2019-2020гг, количество компаний, которые считают снижение затрат приоритетным преимуществом, существенно возросло по сравнению с периодом 2017-2018гг. Из-за нестабильной экономической ситуации в мире во многих компаниях наметилась тенденция на сокращение штата, часть функций передаётся на аутсорсинг, в том числе, в сфере ИТ: разработка ПО, внедрение новых цифровых технологий, автоматизация процессов и техническая поддержка бизнес-приложений и сайтов. - Смещение фокуса на более значительные бизнес-процессы
Передача на аутсорс рутинных ИТ-задач (техподдержка сайта и бизнес-приложений, доработка систем, автоматизация бизнес-процессов, интеграция со сторонними сервисами) позволяет высвободить время на решение критически важных для компании задач: например, изучение рынка своих потребителей, стратегическое развитие бизнеса в целом или его отдельных направлений. - Повышение производительности и эффективности работы компании
Аутсорсинг помогает оптимизировать бизнес-процессы компании: задачи, переданные сторонней организации, выполняются в сроки, предусмотренные условиями договора, а ряд услуг подразумевает не просто оперативное решение проблем и сбоев в работе сайта/систем, но и их предотвращение.
Государственные программы по цифровой трансформации и импортозамещению
Согласно данным Statista, именно цифровая трансформация способствует росту ИТ-аутсорсинга: чаще всего компании задействуют внешние ресурсы по облачным услугам, автоматизации бизнес-процессов и внедрению современных технологий, таких, как блокчейн и искусственный интеллект.
Услуги на рынке ИТ-аутсорсинга
Как правило, только небольшие компании полностью передают ИТ-функции на аутсорсинг. Чаще всего бизнес обращается к подрядчику для решения конкретных задач. Так, условно ИТ-аутсорсинг можно разделить на три типа в зависимости от характера оказываемых услуг:
1. Функциональная поддержка
Обслуживание серверов, поддержка работоспособности сайта или бизнес-приложения.
2. Проектный аутсорсинг
Разработка или существенная доработка бизнес-приложения или сайта. В зависимости от сложности проекта, для решения ИТ-задачи может быть привлечена одна или даже несколько сторонних организаций.
3. Ресурсный аутсорсинг
Привлечение ИТ-специалиста со стороны в штат заказчика под конкретные нужды. Например, для осуществления технической поддержки или работы на конкретном проекте.
ИТ-аутсорсинг для бизнеса: вред или польза?
Ниже разбираемся с плюсами и минусами, с которыми может столкнуться заказчик, передавая часть ИТ-функций подрядчику.
ПРЕИМУЩЕСТВА
Независимость от обстоятельств. В рамках договора сторонняя организация обязуется своевременно предоставлять услуги, при этом снижается риск человеческого фактора (отпуск, болезнь, увольнение штатного специалиста).
- Снижение трудозатрат штатных сотрудников. Высвобождение времени не только профильных специалистов, но и HR-команды.
- Качественное оказание услуг. Аутсорсинг позволяет получить доступ к наработанной экспертизе подрядчика и знаниям их сотрудников с узкой специализацией.
- Сокращение финансовых затрат. Компаниям, которые передают часть функций на аутсорс, не нужно переживать о дополнительных расходах: покупке оборудования и софта, обучении сотрудника, поддержании мотивации и т. п.
РИСКИ
Сложность осуществления контроля. В зависимости от условий сотрудничества, подрядчик может не информировать заказчика о ходе выполнения задачи или выходить на связь в строго регламентированное время.
- Раскрытие конфиденциальной информации. Возникает риск утечки сведений о клиентах и сотрудниках заказчика.
- Испорченная репутация. Недобросовестный аутсорсер может оказывать услуги некачественно и несвоевременно, вследствие чего имиджу компании будет нанесён урон.
- Ступор бизнес-процессов, если сотрудничество прекратится. С учётом экономической ситуации возникает риск прекращения деятельности сторонней организации, из-за чего бизнес-процессы заказчика не будут выполняться должным образом.
Рекомендации по выбору добросовестного ИТ-аутсорсера
Подрядчик в сфере ИТ – это не просто исполнитель, а стратегический бизнес-партнёр, и подход к его выбору должен быть соответствующим. По опыту HTDev, стоимость услуг уже не является ключевым показателем. Гораздо важнее ценность, которую принесёт партнёрство.
Чтобы минимизировать риски, которые влечёт за собой передача ИТ-функций на аутсорсинг, при выборе подрядчика наши специалисты советуют руководствоваться несколькими ключевыми критериями:
1. Нужная вам экспертиза
Убедитесь, что подрядчик обладает требуемыми вам компетенциями, изучите его проектный опыт, качество проведённого брифирования и то, насколько аргументированным было его решения для реализации ваших бизнес-задач.
2. Надёжность
Ознакомьтесь с реальными отзывами о работе с партнёром и осуществите все необходимые проверки контрагента.
3. Финансовая ответственность
Вы должны быть уверены в качественном результате, поэтому уделите внимание условиям сотрудничества и, при необходимости, заключите соглашение об уровне оказываемого сервиса (SLA).
4. Клиентоориентированность
Ещё до заключения договора становится понятно, прислушивается ли ИТ-партнёр к желаниям клиента и проявляет ли гибкость.
5. Безопасность конфиденциальных данных
ИТ-компания получает доступ к приватным данным клиентов и/ или сотрудников заказчика, поэтому важна её готовность гарантировать сохранность и конфиденциальность этой информации.
6. Прозрачность
Предоставление отчётности о проделанной работе снимет риск недостаточного контроля над переданными на аутсорсинг пулом задач.
Обстановка на рынке ИТ-аутсорсинга в 2022 году
Нестабильность мировой экономики подстёгивает развитие спроса на услуги ИТ-аутсорсинга: компаниям невыгодны расходы на full-time загрузку дорогостоящих ИТ-специалистов в штате – гораздо удобнее обращаться к компетентным исполнителям и оплачивать почасовую работу. Рынок ИТ-аутсорсинга растёт и потому, что сейчас потребность в ИТ-услугах определяется в том числе геополитической ситуацией: компаниям требуются российские решения, обеспечивающие жизнедеятельность бизнес-процессов.
В целях снижения рисков крупные компании предпочитают работать по проектам сразу с несколькими подрядчиками. Зачастую, часть функций по проекту выполняет их собственный ИТ-департамент. Переход на удалённый формат работы с началом пандемии COVID-19 показал, что бизнес-процессы в компаниях выполняются и без прямого контроля – это повлияло и на расширение географии штатных сотрудников, и на повышение доверия к услугам аутсорсинга. Такие меры помогают сокращать расходы на содержание собственного штата ИТ-команды, что актуально и для небольших компаний, и для активно развивающихся корпораций в целях повышения инвестиционной привлекательности.