Статья о творчестве художника Ерохиной Катерины.
Искусствовед : Чистякова Ксения
«Самоактуализация — основная цель любого творчества. В своих
произведениях я стараюсь передать ту величайшую движущую силу, которая
заставляет меня непрерывно развиваться и совершенствоваться»
Из интервью Екатерины Ерохиной
Екатерина Ерохина — живописец, графический дизайнер, новая яркая
личность российской арт-сцены. Выпускница Невского института дизайна и
школы художника Романа Ляпина уже с 2019 года регулярно принимает
участие в групповых и персональных выставках Санкт-Петербурга и Тулы. Ее
история только началась, но уже заслуживает пристального внимания.
Екатерина родилась и выросла в Туле, где и сделала свои первые шаги в
сторону искусства. Всё началось с детских еще не осознанных попыток
выразить мимолетные чувства или желания. Вскоре её талант получил
обрамление: в художественной школе Екатерина овладела навыками
композиции, рисунка и колористики. С тех лет техника масляной живописи, на
которую в стенах школы существовал негласный запрет, манила художницу
своей загадочностью. Переезд в Северную столицу помог девушке погрузиться
в творческую среду: поступив в Невский институт дизайна, Екатерина начала
своё профессиональное обучение по специальности «графический дизайн», но
так и не смогла успокоиться. Преподаватели вновь игнорировали технику
масляной живописи, и в этот раз художница не сдержалась:
– Психанула и купила масло, – комментирует Екатерина. Однако, всё
оказалось не так уж просто. Первые работы новым материалом напоминали
девушке нелепые детские рисунки, и с каждой новой пробой, прохождением
интернет-курсов, ключ к пониманию техники так и не приходил.
Судьбоносную роль в жизни девушки сыграла случайная встреча с
Романом Ляпиным на его персональной выставке в пространстве Артмуза.
Постоянные уроки, беседы, дни и ночи в мастерской сделали свое дело.
Открывались групповые и персональные выставки как в Туле, так и в Санкт-
Петербурге. С этого началась её карьера в качестве признанного мастера. Но в
чём же секрет успеха?
Екатерина Ерохина пишет пейзажи на грани абстрактного и
реалистичного. Ее произведения пропитаны чувствами, и являются их
материальными воплощениями. Готовые образы возникают в сознании
художницы в моменты эмоционального потрясения, катарсиса, выброса
адреналина. На почве переживаний зарождается импульс. С чего всё началось?
Самое сильное влияние на Екатерину оказала родная бабушка. Члены ее
семьи не отличались тягой к творчеству, однако именно бабушка своим
оптимизмом и силой духа научила девушку никогда не сдаваться:
– Ты должны быть сильной и никогда не смотреть себе под ноги. Смотри
только вперед, – эти слова запомнились маленькой Кате на всю жизнь и стали
её кредо. Нужно продолжать движение, во что бы то ни стало. Развивать свой
талант художница начала настолько рано, что конкретный возраст уже и не
вспомнить. Да и рисовала всегда и везде. Обои родительской квартиры, слава
Богу, не попали под горячую руку, но альбомы кончались один за другим. Но в
чьём же творчестве Екатерина питает своё вдохновение?
Это оказалось довольно сложной темой для размышлений, поскольку
восхищения, по мнению девушки, достойны многие художники и даже целые
направления. Исток своего творческого порыва она может найти в работах
мастеров различных периодов: от эпохи итальянского Возрождения до ар-нуво.
А учиться, как считает Екатерина, нужно всегда и у всех. Может, есть и другие
источники?
Первый очаг – это природа, вдохновлявшая многих творцов на протяжении
веков. По приезде в Санкт-Петербург Екатерина остановилась в Петергофе. Ей
не составило труда ежедневно преодолевать большое расстояние до института,
как не волновало художницу и нахождение на удалении от кипящей жизни
большого города. Главным для девушки было спокойное уединение и близость
к природе.
– Но оказался и более яркий, уникальный источник вдохновения – это
мои внутренние переживания, - поделилась девушка. Жизнь, к сожалению, – не
самая оптимистичная штука. Ежедневно случаются неприятности, происходят
катастрофы и мелкие неудачи. Однако трудности никогда не пугали нашу
героиню. Сильные эмоции, будь они положительные или отрицательные,
провоцируют выработку энергии и гормонов. Эти процессы заставляют наш
мозг работать усерднее, быстрее, повышают концентрацию и позволяют
максимально продуктивно заниматься любимым делом. И
именно в такие моменты, по словам Екатерины, она стремится выплеснуть свои
мысли краской на холст. Зачем она это делает?
Во-первых, акт творчества помогает отпустить ситуацию и прожить свои
эмоции. Во-вторых, в эту секунду творится магия, из невидимого
нематериального происходит переход в физическое, осязаемое. Идея
воплощается в то, что посторонние люди смогут воспринять и ощутить. Цель
такого искусства – возможность считать и почувствовать то, что не увидеть
глазом.
Арт-блок или хандра — распространенная проблема для творческого
человека, с которой не всегда можно оперативно справиться. Лучшим
средством, по мнению девушки, оказывается само творчество. Искусство в
целом помогает Екатерине оставаться оптимистом и проходить все невзгоды с
высоко поднятой головой. Но неужели не существует ни одной картины,
которая не смогла бы донести нужное чувство до зрителя?
И всё же у каждого случаются неудачи. Такой работой оказалась та самая
первая попытка создать что-то с помощью масляных красок. Она всё еще
остается самым крупным провалом. Первое знакомство девушки с маслом
состоялось около шести лет назад. Как рассказывает Екатерина: Как
рассказывает Екатерина:
– В тульской художественной школе и петербургском творческом вузе нас
обучали практически всему, но только не маслу. Я всегда попробовать эту
технику, но вместо этого мы писали и акварелью, и темперой, и акрилом, и
графическими материалами. К маслу нас не подпускали. Но в один момент
настал день Х, я пришла на выставку в Артмузу, где, как известно,
располагаются не только выставочные залы, но и мастерские художников.
Этого хватило, чтобы сразу побежать за маслом. Предметом изображения на
самой первой работе была волна, бьющаяся о скалы. Один из наиболее
сложных для воспроизведения мотивов. Я не понимала, как ведет себя масло и
получился откровенный ужас… Мне показалось, что я совершенно разучилась
рисовать.
Но неудачи никогда не пугали, и даже закаляли нашу героиню. Какую же
картину художница считает самой необычной в своей художественной линии?
По словам Екатерины, что это был некий фантастический сюжет, совершенно
не характерный для ее творчества. Это было словно наитие. Мастерская, ночь,
несколько часов усердной работы и внезапно появившееся желание взять
чистый холст и запечатлеть там образ, возникший в сознании. Что именно это
было, сказать до сих пор сложно.
– Картина оказалась для меня довольно странной. На ней возник образ
фантастического города, парящего в невесомости, водопадов, мостов, лестниц и
светящегося шара, напоминающего планету и взгроможденного на главное
здание, – так описала полотно сама художница.
На картинах девушки не встретишь людей. В чём же причина? По мнению
Екатерины, изображение человека – довольно простая форма. Мы постоянно
окружены людьми и ежедневно видим свое отражение в зеркале. Для
художницы человек – это привычный образ, символ обыденности, некая
условность. А ведь важнее собственные эмоции, которые бывает сложно
распознать среди чувств окружающих, слитых в единый информационный
шум.
В таком случае возникает вопрос, какая же атмосфера и обстановка
требуется для создания произведения? И как происходит акт творчества: в
сосредоточенной концентрации на задаче или во время внезапного порыва?
Условием Екатерина называет одиночество, пустую мастерскую и громкую
медитативную музыку для предельного фокуса внимания, а также делится
собственным опытом:
– В моей практике был период, когда я занималась живописью сразу с
восемью людьми в мастерской. Помню, первое время я абсолютно ничего не
могла написать, настолько все и всё меня отвлекало и сковывало в движениях.
Со временем я привыкла, но всё равно старалась по возможности обособить
свой уголок от общего пространства. Незнакомые люди могут подумать, что я
жуткий интроверт, но это совершенно не так. Я постоянно нахожусь в кругу
большого количества людей, но оставаться с живописью и своими чувствами
предпочитаю наедине.
А если бы была возможность отправиться на пленэр в любую точку
земного шара?
– Я бы отправилась на самую высокую точку планеты. Как я помню, это
Эверест. Мне бы хотелось почувствовать каково это, быть выше всего живого
на
Земле.
На что стоит обратить внимание начинающему художнику?
– Самодисциплина. Я знаю очень много мастеровитых художников,
которые растрачивают свой талант из-за нежелания и неумения вовремя взять
себя в руки и приступить к делу, – рекомендует Екатерина. И детям, и
взрослым необходимо выработать привычку рисовать каждый день. Пускай это
будет небольшой скетч, но ведь секрет в упорной регулярной практике.
Что обязательно должен сделать каждый человек хотя бы раз в жизни?
– Искренне признаться в любви!
Чистякова Ксения
Магистр истории искусств.