Магия фидбэка или способ стать лучше
Со стороны давать обратную связь - проще не придумаешь, на деле чуть сложнее. Хорошие отклики и давать и принимать проще, а вот с негативными нужно поработать.
Как часто бывает:
- Про ошибки своих коллег не говорим, это донос.
- Про то, что Ваня/Петя хорошо сделал что-то, тоже. Забываем похвалить, думаем, что это неважно.
- Родным и близким забываем сказать какие они молодцы, воспринимая сделанное как должное.
Почему так?
- С детства есть убеждение, что если расскажешь о чьей-то "шалости", будешь ябедой, а их никто не любит, с ними не дружат. Эти установки перетекают во взрослую жизнь. Нас просто не научили этому. Хвалить других, кстати, тоже.
- Отсутствие среды доверия. О проблемах мы можем рассказать только в среде доверия и взаимного уважения.
Окей, допустим, какая польза от фидбэка?
- На работе - это сплачивает команду, ребята чаще приходят друг другу на помощь, проще решать конфликтные моменты. Ускоряет личностный и профессиональный рост.
- Среди близких вы тоже получаете теплые и доверительные отношения.
Даем фидбэк другим, опираясь на принципы:
- Не копим большое количество фидбэков, все разбираем по свежим следам.
- Исходим из желания помочь, а не из желания самоутвердиться.
- Сохраняем спокойствие, не кричим и не топаем ногой.
- Если говорим об ошибке - сначала позитивная информацию, далее - суть ошибки.
- Не переходим на личности и объясняем как правильно.
Не надо так: “Руки у тебя не из того места растут” .
Говорим конкретику: “Здесь ты сделал неправильно (потому что______), нужно было так a+b+c. Почему так вышло? (вот тут копаем: возможно, это ваша вина: недостаток информации и тд).”
- Исходим из фактов.
- Слушаем собеседника, разбираем ошибки.
- Фиксируем общение: проблемные зоны, инструменты, которые смогут помочь в их устранении, временные рамки.
Важно:
- Если даете обратную связь по ошибкам, то и хвалите. Иначе человек будет думать, что у него совсем ничего не получается.
- Хвалим прилюдно, разбор ошибок - индивидуально. Далее все кейсы можно консолидировать и разобрать уже со всей командой.
Принимая обратную связь:
- Сохраняем спокойствие и относимся к этому как к возможности стать лучше, проще - это подарок от другого человека. Не всегда хорошо "упакованный", но все же.
- Не перебиваем, слушаем до конца.
- Благодарим.
- Пользуемся “подарком”, проводим работу над ошибками.
А хотите узнать, что думают о Вас?
Воспользуйтесь окном Джохари. Он делится на четыре квадрата и вы можете увидеть: как воспринимают вас окружающие, что вы знаете/ не знаете о себе. Для заполнения можно воспользоваться гугл-тестом: составьте 5-7 вопросов, и уже исходя из ответов близких и знакомых, заполните табличку.
P.S.: сделайте тест анонимным, чтобы близкие/знакомые/коллеги смогли открыто рассказать о Вас.
Научиться и научить других давать и принимать обратную связь - небыстрое дело. Стоит запастись терпением. Однако это позволит профессионально вырасти всей команде, быстро исправлять ошибки и, конечно, мотивировать на великие дела. Вы ведь не забыли, что хвалить тоже нужно, да?:)