Что такое "иллюзия"? Мой психологический метод
Один из знакомых психологов посоветовал, учитываю мой "бэкграунд", назвать то, чем я занимаюсь, "Физическая психология". Мне понравилось, хотя, скажу честно, ничего нового по существу в этом названии нет.
Достаточно вспомнить "психофизический синхронизм" К. Юнга.
Но суть психологии, как и физики не в новых названиях (хотя именно в эту игру любят играть некоторые психологи), а в полезной отдаче, которую можно получить, исповедуя ту или иную теорию.
Давайте "для прикола" занаучим:
используя ту или иную семантическую модель реальности. 😁
Практика рулит, остальное от лукавого
"Физическая психология" хороша тем, что позволяет учиться у всего, что можно воспринять в мире физическом. Понять то, что невозможно воспринять непосредственно в мире психическом.
(Лао Цзы, не "физический психолог" :) учил именно этому. Он говорил, что человек, желающий учиться, способен учиться даже у собаки).
Но как это - "учиться у собаки"? Вот вопрос, достойный обдумывания.
Проблема
Можно подумать вот о чем.
У нас не может быть проблем с тем, чего мы не воспринимаем. Ведь этого для нас не существует!
Проблемы возникают от полувосприятия, полуосознания, от взгляда вполовину.
Единственный способ убрать проблему - воспринять ее полностью.
Всё, к чему мы не имеем полного доступа, является для нас проблемой. Проблема - это то, обо что мы спотыкаемся, не замечая.
Мы не можем споткнуться о то, чего не можем воспринять. Мы не можем споткнуться о несуществующий (читай - не воспринимаемый) камень. Но можем не заметить его, гуляя не в реальности, а в своих мыслях.
Споткнувшись несколько раз, можно задуматься и увидеть причину - камень на дороге.
Задумавшись глубже, можно понять, что виноват не камень, а наше рассеянное внимание.
Иллюзия
Я бы сказал, что проблема и есть иллюзия.
То, что вроде бы есть, но является не тем, чем кажется.
Как вам такое определение? Но главный принцип "физической психологии" требует:
Пример в студию!
Ночью в Москве прошел дождь.
Рано утром, выйдя на прогулку, я застал не сам ливень, а его "останки" - мелкий, моросящий, приятный дождик, освещающий лес и наполняющий воздух весенней свежестью молодой листвы и расцветающей черемухи.
Проходя около ручья, впадающего в речку Серебрянку, я увидел иллюзию.
Конечно, я увидел не иллюзию. Иллюзию создал мой ум, не полностью, вполовину воспринявший реальность и интерпретировавший увиденное так, что мне пришлось остановиться в изумлении.
"Снег?! Откуда?"
Ручей протекал под асфальтовой дорожкой по бетонному водостоку. Поэтому первое что пришло в голову - снег оставался все эти недели внутри трубы, а теперь его вымыло наружу потоком воды.
"Но это полная ерунда, это физически невозможно!" Но тогда что? Это один из уроков пребывания в этом иллюзорном мире:
Что бы тебе ни показалось - постарайся увидеть это еще хотя бы с одной дополнительной точки зрения.
Это ничего не докажет, но многократно снизит вероятность ошибки.
Это простой, эффективный, но мало кем используемый принцип "физической психологии".
Слишком уж занаучены бывают объяснения в "умных" книжках по когнитивной психологии ...
Итак, я уже собрался было спуститься к ручью, взять камушек и бросить в снег, чтобы убедиться в его плотности. Но перед этим решил заглянуть, свесившись с парапета и ...
Сэкономил несколько килокалорий, которые потребовались бы мне, реши я совершить механическую работу по спусканию вниз и бросанию камня.
Вот, любуйтесь, что это было.
Иллюзия и возвращение в реальность
Обыкновенная пена, видимо, результат сильного ночного ливня, продукт турбулентности водяного потока, завихрившегося ночью в бетонном русле.
Не нужно быть "шибко умным", чтобы понять:
наблюдая за жизнью вокруг, можно многое узнать о жизни внутри. По причине их психофизического единства.