Что такое "иллюзия"? Мой психологический метод

Один из знакомых психологов посоветовал, учитываю мой "бэкграунд", назвать то, чем я занимаюсь, "Физическая психология". Мне понравилось, хотя, скажу честно, ничего нового по существу в этом названии нет.

Достаточно вспомнить "психофизический синхронизм" К. Юнга.

Но суть психологии, как и физики не в новых названиях (хотя именно в эту игру любят играть некоторые психологи), а в полезной отдаче, которую можно получить, исповедуя ту или иную теорию.

Давайте "для прикола" занаучим:

используя ту или иную семантическую модель реальности. 😁

Практика рулит, остальное от лукавого

"Физическая психология" хороша тем, что позволяет учиться у всего, что можно воспринять в мире физическом. Понять то, что невозможно воспринять непосредственно в мире психическом.

(Лао Цзы, не "физический психолог" :) учил именно этому. Он говорил, что человек, желающий учиться, способен учиться даже у собаки).

Но как это - "учиться у собаки"? Вот вопрос, достойный обдумывания.

Проблема

Можно подумать вот о чем.

У нас не может быть проблем с тем, чего мы не воспринимаем. Ведь этого для нас не существует!

Проблемы возникают от полувосприятия, полуосознания, от взгляда вполовину.

Единственный способ убрать проблему - воспринять ее полностью.

Всё, к чему мы не имеем полного доступа, является для нас проблемой. Проблема - это то, обо что мы спотыкаемся, не замечая.

Мы не можем споткнуться о то, чего не можем воспринять. Мы не можем споткнуться о несуществующий (читай - не воспринимаемый) камень. Но можем не заметить его, гуляя не в реальности, а в своих мыслях.

Споткнувшись несколько раз, можно задуматься и увидеть причину - камень на дороге.

Задумавшись глубже, можно понять, что виноват не камень, а наше рассеянное внимание.

Иллюзия

Я бы сказал, что проблема и есть иллюзия.

То, что вроде бы есть, но является не тем, чем кажется.

Как вам такое определение? Но главный принцип "физической психологии" требует:

Пример в студию!

Ночью в Москве прошел дождь.

Рано утром, выйдя на прогулку, я застал не сам ливень, а его "останки" - мелкий, моросящий, приятный дождик, освещающий лес и наполняющий воздух весенней свежестью молодой листвы и расцветающей черемухи.

Проходя около ручья, впадающего в речку Серебрянку, я увидел иллюзию.

Конечно, я увидел не иллюзию. Иллюзию создал мой ум, не полностью, вполовину воспринявший реальность и интерпретировавший увиденное так, что мне пришлось остановиться в изумлении.

"Снег?! Откуда?"

Ручей протекал под асфальтовой дорожкой по бетонному водостоку. Поэтому первое что пришло в голову - снег оставался все эти недели внутри трубы, а теперь его вымыло наружу потоком воды.

"Но это полная ерунда, это физически невозможно!" Но тогда что? Это один из уроков пребывания в этом иллюзорном мире:

Что бы тебе ни показалось - постарайся увидеть это еще хотя бы с одной дополнительной точки зрения.

Это ничего не докажет, но многократно снизит вероятность ошибки.

Это простой, эффективный, но мало кем используемый принцип "физической психологии".

Слишком уж занаучены бывают объяснения в "умных" книжках по когнитивной психологии ...

Итак, я уже собрался было спуститься к ручью, взять камушек и бросить в снег, чтобы убедиться в его плотности. Но перед этим решил заглянуть, свесившись с парапета и ...

Сэкономил несколько килокалорий, которые потребовались бы мне, реши я совершить механическую работу по спусканию вниз и бросанию камня.

Вот, любуйтесь, что это было.

Иллюзия и возвращение в реальность

Обыкновенная пена, видимо, результат сильного ночного ливня, продукт турбулентности водяного потока, завихрившегося ночью в бетонном русле.

Не нужно быть "шибко умным", чтобы понять:

наблюдая за жизнью вокруг, можно многое узнать о жизни внутри. По причине их психофизического единства.

Что такое "иллюзия"? Мой психологический метод
Начать дискуссию