Крупные компании хотели с нами сотрудничать, но ничего не вышло

Мы российский AI стартап. С середины прошлого года к нам поступали разные предложения о сотрудничестве и инвестициях. Расскажем о некоторых из них, и объясним почему ничего не получилось.

Крупные компании хотели с нами сотрудничать, но ничего не вышло
Крупные компании хотели с нами сотрудничать, но ничего не вышло

Gerwin AI — это сервис генерации текстов и изображений посредством нейросетей. Мы запустились еще до старта ChatGPT, в середине июня прошлого года. У нас уже накопилось много историй, которые могут быть полезны для других стартапов — и мы решили делиться ими.

Сегодня поговорим о нашей практике с потенциальными партнерами и инвесторами:

Мегафон

Да, наша инвестиционная история начинается с него.
Все закрутилось когда мы получили письмо с их корпоративной почты. «Мы хотим инвестировать в ваш проект!» — сообщалось внутри. Почему-то поверить было трудно, но почта оказалась официальной, и осознав масштаб оффера, мы немного прибалдели.

Оператор-гигант предлагал нам сотрудничество по их инициативе: история многообещающая. Мы дали ответ, и согласовали дату встречи.

Тщательная подготовка к созвону: проверить интернет, настроить камеру, причесаться.

— Сегодня исторический день для Gerwin!

Эту мысль мы думали первые десять минут разговора, пока менеджер Мегафона не начал разъяснять условия сотрудничества:

Вы бесплатно соберете нам промо-лендинг с презентацией вашего функционала по нашему брендбуку, предоставите все доступы и аналитику, а мы в ответ нагоним вам тестовый трафик.

Инвестор Мегафона

Разъясняем: предлагалось за наш счет сделать отдельный лендинг с описанием нашего сервиса, кучей элементов бренда оператора (логотипы, бело-зелено-фиолетовые цвета, и все в этом духе): короче внешне это должно выглядеть как коллаборация. Мегафон в свою очередь пригоняет туда свой трафик, замеряет метрики, и решает что делать с нами дальше.

Несмотря на довольно серьезный заход в письме от Мегафона, с нами говорил менеджер нижнего звена. Ощущение было сугубо субъективным, и вполне возможно ошибочным.

Однако были неприятные моменты вроде резкого перехода на «ты» с его стороны, и манера общения в целом походила на приятельскую, нежели деловую.

В некоторой степени их предложение было интересным, но было одно но.

Никакой конкретики, от слова совсем

Количество и продолжительность предоставляемого трафика, содержание лендинга, сроки, маломальское ТЗ — не важно, делайте сайт, давайте доступы а там разберемся.

Такой подход нам не понравился, и мы хотели отказать, но случая не представилось. Потому что после созвона никакой дальнейшей обратной связи от Мегафона мы так и не получили.

Наш вариант нового слогана для Мегафон
Наш вариант нового слогана для Мегафон

Гигант IT-сферы

По собственным соображениям не будем указывать конкретных названий, но в мире IT данная компания на слуху практически у каждого. Скажем одно: на сегодняшний день там работает порядка 6000 сотрудников.

Инициатива о сотрудничестве также была с их стороны: состоялось несколько длительных встреч в Zoom.

С нами даже лично беседовал генеральный директор (да, самый-самый главный). Это были очень приятные и грамотные люди, вести диалог с которыми — одно удовольствие.
Но снова одно но:

Опять никакой конкретики

Несколько созвонов мы говорили совершенно ни о чем, и не услышали никакого предложения.

Давайте сотрудничать!
— Давайте! Что будем делать?
Мы крупная компания. И хотим сотрудничать с перспективными проектами. Наша история началась в далеком...

И так снова и снова.

Из разговоров мы поняли только одно: нас тщательно анализировали. Задавалось очень много точных технических вопросы вроде архитектуры построения нейросетей, данных по серверам и оборудованию и т.д.

Для чего это делалось известно лишь одному Богу, при условии, что никакого конкретного предложения так и не поступило.

Возможно, они ждали, что мы что-нибудь предложим.
Но все это казалось странным, и неопределенным, а любые попытки прийти к конкретике как будто перематывали весь диалог в самое начало.

Инвесторы Дубая

Мальдив, Кипра, Сингапура и черт его знает чего ещё.
Это не компания, но отдельная группа молодых и успешных людей, которых стоит отметить.

Они действуют по примерно одинаковой схеме: пишут в Telegram (который обязательно Premium), представляются «профессиональными инвесторами», обязательно указывают место жительства, часто прикладывая свою фотографию на фоне широко известных достопримечательностей, и делают фантастически выгодное предложение: получить долю в компании в обмен на какие-то ништяки.

Крупные компании хотели с нами сотрудничать, но ничего не вышло

Под ништяками предполагается невероятная инвестиция в виде билета в мир передовых бизнесменов/инвесторов/шейхов, заоблачных сумм от их друзей, и вообще вы поймали шанс, тот самый, единственный за всю жизнь.

Приведем два конкретных случая:

Скамный
По описанной схеме паренек предложил инвестировать в наш проект, в обмен на скромную долю в Gerwin. В качестве инвестиции он предложил внести приличную сумму, но был один ньюанс.

Парень предлагал оплату в крипте, а именно в малоизвестном шиткоине, которого мы ни нашли ни в одном чарте.

Колаборативный
Другой молодой человек (на минуточку житель Бали, но скорее всего Тайланда) также предлагал взять его в равноправные партнеры. Денег не предлагал, но обещал дать нам доступ в мир его бесчисленных знакомств и связей.

— Если вы возьмете меня в команду, я каждый день буду приводить вам новых людей, находить инвесторов, и познакомлю с членами основанного мной бизнес-клуба. Каждый из них владеет компаниями, с совокупным оборотом в миллионы долларов в день...

На этом моменте мы положили трубку, чтобы ноутбук не перегрелся от температуры его предложения.

К слову, подобные инвесторы пишут нам примерно каждый месяц.

Сколково

Самая неожиданная инвестиционная история.
В прошлом году в Сколково проходила осенняя инвестиционная сессия. И к нам от Димы Беговатова попал контакт человека, который как раз решал какие проекты заслуживают инвестиций.

Мы связались, и договорились о созвоне.
Нас сразу же ждал первый сюрприз: созвон оказался полноценным собеседованием. Тоесть сразу, без прелюдий, по делу.

Мы представили себя с лучшей стороны: рассказали о том, что занимаем перспективную нишу, что за AI будущее, что у нас есть текущая операционная прибыль (чем молодые проекты редко могут похвастаться). В общем мы инвестиционно привлекательны как Натали Портман в молодые годы.

Разговор длился 15 минут, а человек со Сколково оставил о себе хорошее впечатление.
Но вы уже догадываетесь, что было дальше — конечно же новое но.

Второй сюрприз был несправедливо простым: нам отказали в проходе на следующие этапы из-за отсутствия конкретного «инвестиционного запроса»

Нужно было просто назвать точную сумму

Посмотрите на питчи IT-стартапов: у 90% даже нет элементарного MVP, но разрисованы красивые слайды. При этом они активно ищут средства, и некоторым даже удается их получить. Так и произошло в нашем случае: ребята прошедшие далее, сумму указали, и стали кандидатами.

Не будем утверждать, что в Сколково выдают деньги всем, лишь бы попросили, но ситуация оказалась забавной.

Рубрика вредных советов:

Первое
При общении с крупняками, и потенциальными инвесторами, возникает страх, что твою идею скопируют, и сотворят непобедимого конкурента за счет огромных ресурсов компании. Это не совсем так: у гигантов есть большая беда — неповоротливость и скорость принятия решений. Пока вы будете сосредоточены на разработке вашего продукта, компании только-только начнут собирать совещания и тонуть в собственной бюрократии.

Второе
Не спешите раскрывать свои карты тем, кто вами интересуется. Сначала выслушайте их предложение, и если не слышите конкретики — задавайте прямые вопросы, просите встречную информацию.

Третье
Рынок насыщен крутыми проектами, но на бумаге. Они пестрят слайдами, но не имеют под собой практически никаких разработок. Действительно хорошим стартапам стоит поучиться у них наглости. Пускай у вас самый старт, свежее MVP — делайте как они, и вы порвете любых конкурентов, что бы они не говорили, потому что ваше преимущество в действии.

Четвертое
Надейтесь на себя.
Маленькие команды, при активном участии основателей всегда могут дать бой почти на любом рынке. Если стартап успешный, не спешите продаваться, покажите всё на что способны, и вскоре вам станут неинтересны многие предложения. Найти силы и ресурсы на независимое развитие в течении какого-то периода вполне реально.

Помните, что ваша независимая работа — это ваша свобода

Возможно, у вас был подобный опыт, и есть иное мнение по этой теме: мы открыты к дискуссии.

С вами был сервис генеративного контента Gerwin,
До скорого!

109
174 комментария