Какие вопросы лучше задать при кастдеве (customer development)?
🥺 Запуск стартапа — это как экспедиция в неизведанные земли: никогда точно не знаешь, куда приведут тебя ветры перемен и какие опасности таит каждый новый поворот.
Если ты также как и я, видишь себя кем-то большим, чем просто ещё одной шестерёнкой в огромной корпоративной машине, то этот пост для нас с тобой.
В у себя на канале я писал про важность customer development. Сегодня разберем какие вопросы нужно задавать потенциальному клиенту.
И тут все не так просто как кажется.
Я прошел путь от грузчика металлолома до стартапера и знаю, насколько критично важно задавать правильные вопросы на пути к цели.
Помни, ошибки в этом могут стоить тебе не только денег, но и времени, нервов и даже отношений с любимыми людьми 😀.
Итак, не буду дальше томить.
Основная ошибка, которую ты можешь сделать — думать, что отказ от такого рода исследований может быть оправдан.
Например, "мне нужно код писать", "это просто тяжело, я интроверт" или "важнее всего сейчас строить технологию".
Но на самом деле, без глубокого понимания рынка никакой код и технология не приносят успеха.
Вот перечень базовых вопросов, который я всегда задаю:
1. Что было самым сложным в…(здесь указываем конкретную проблему)?
Пример: “Что самое сложное чтобы найти первое место работы или работу во время учебы”?
Это поможет понять насколько проблема острая и как часто она происходит.
Самые хорошие проблемы в бизнесе: частые и болезненные.
2. Расскажи пожалуйста случай, когда последний раз ты столкнулся с этой проблемой?
3. А почему это было тяжело?
Ответ помогает понять как в дальнейшем построить маркетинговое позиционирование.
Можно записывать эту информацию будущую рекламную компанию.
4. А что ты делал для того чтобы решить эту проблему?
Помогает понять: есть ли вообще острая проблема у клиента (если он ничего не делает - значит проблема не такая уж острая).
5. А что вам не понравилось в тех решениях, которые вы использовали?
Это по сути список необходимого функционала в нашем будущем продукте.
6. А есть ли кто-то еще в вашем окружении со схожей проблемой?
Узнаем говорит ли клиент об этой проблеме со знакомыми, и получаем контакт еще человека с кем можно поговорить.
Можно дополнить еще вот так:
7. Сколько стоит эта проблема?
8. Как часто возникает эта проблема?
9. Какой у тебя есть бюджет на решение этой проблемы?
Полученные ответы — это золотая жила, но потребуется усидчивость и точность для их обработки.
Формируй эксель-таблицу, выявляй общие паттерны, фиксируй потенциальные фичи и стратегию маркетинга.
Ну а если ты всё ещё думаешь, что стартап — это не твой путь, потому что не видишь идеи или источников финансирования, помни, что наш стартап, например, начинался с простого опроса людей и исследования их потребностей.
Хочу, чтобы ты запомнил, прям напиши себе на руке чернилами:
самое важное - это найти острую и больную проблему, на ее решение всегда сбегутся первые клиенты!
….а там и до финансирования уже не далеко.
Об этом поговорим еще в будущем, а пока вернемся к популярным ошибкам.
Мы часто говорим больше, чем слушаем, и это проблема. Слушая клиента, ты понимаешь необходимость продукта.
Самообман и интерпретация результатов в свою пользу — это враги, точно так же, как и отсутствие четко поставленной цели в начале исследования.
Когда я стартовал с разработкой мобильного приложения Feelpy AI, каждый день мне помогали именно эти несложные вопросы.
И теперь у нашего стартапа есть чётко определенная цель и понимание того, кто наш клиент и что он на самом деле хочет.
Так что, друг, даже если ты сейчас на краю решения пуститься в своё предпринимательское плавание, помни: правильные вопросы и умение их анализировать — это компас и штурвал, без которых никакой корабль не отплывет в открытое море.
Ты не один. Мы все в этой лодке, и поддержка друг друга — наша общая сила в плавании к новым берегам.
Подписывайся на мой канал в телеграмм: rockstartup