Какие вопросы лучше задать при кастдеве (customer development)?

🥺 Запуск стартапа — это как экспедиция в неизведанные земли: никогда точно не знаешь, куда приведут тебя ветры перемен и какие опасности таит каждый новый поворот.

Если ты также как и я, видишь себя кем-то большим, чем просто ещё одной шестерёнкой в огромной корпоративной машине, то этот пост для нас с тобой.

В у себя на канале я писал про важность customer development. Сегодня разберем какие вопросы нужно задавать потенциальному клиенту.

И тут все не так просто как кажется.

Я прошел путь от грузчика металлолома до стартапера и знаю, насколько критично важно задавать правильные вопросы на пути к цели.

Помни, ошибки в этом могут стоить тебе не только денег, но и времени, нервов и даже отношений с любимыми людьми 😀.

Итак, не буду дальше томить.

Основная ошибка, которую ты можешь сделать — думать, что отказ от такого рода исследований может быть оправдан.

Например, "мне нужно код писать", "это просто тяжело, я интроверт" или "важнее всего сейчас строить технологию".

Но на самом деле, без глубокого понимания рынка никакой код и технология не приносят успеха.

Вот перечень базовых вопросов, который я всегда задаю:

1. Что было самым сложным в…(здесь указываем конкретную проблему)?

Пример: “Что самое сложное чтобы найти первое место работы или работу во время учебы”?

Это поможет понять насколько проблема острая и как часто она происходит.

Самые хорошие проблемы в бизнесе: частые и болезненные.

2. Расскажи пожалуйста случай, когда последний раз ты столкнулся с этой проблемой?

3. А почему это было тяжело?

Ответ помогает понять как в дальнейшем построить маркетинговое позиционирование.

Можно записывать эту информацию будущую рекламную компанию.

4. А что ты делал для того чтобы решить эту проблему?

Помогает понять: есть ли вообще острая проблема у клиента (если он ничего не делает - значит проблема не такая уж острая).

5. А что вам не понравилось в тех решениях, которые вы использовали?

Это по сути список необходимого функционала в нашем будущем продукте.

6. А есть ли кто-то еще в вашем окружении со схожей проблемой?

Узнаем говорит ли клиент об этой проблеме со знакомыми, и получаем контакт еще человека с кем можно поговорить.

Можно дополнить еще вот так:

7. Сколько стоит эта проблема?

8. Как часто возникает эта проблема?

9. Какой у тебя есть бюджет на решение этой проблемы?

Полученные ответы — это золотая жила, но потребуется усидчивость и точность для их обработки.

Формируй эксель-таблицу, выявляй общие паттерны, фиксируй потенциальные фичи и стратегию маркетинга.

Ну а если ты всё ещё думаешь, что стартап — это не твой путь, потому что не видишь идеи или источников финансирования, помни, что наш стартап, например, начинался с простого опроса людей и исследования их потребностей.

Хочу, чтобы ты запомнил, прям напиши себе на руке чернилами:

самое важное - это найти острую и больную проблему, на ее решение всегда сбегутся первые клиенты!

….а там и до финансирования уже не далеко.

Об этом поговорим еще в будущем, а пока вернемся к популярным ошибкам.

Мы часто говорим больше, чем слушаем, и это проблема. Слушая клиента, ты понимаешь необходимость продукта.

Самообман и интерпретация результатов в свою пользу — это враги, точно так же, как и отсутствие четко поставленной цели в начале исследования.

Когда я стартовал с разработкой мобильного приложения Feelpy AI, каждый день мне помогали именно эти несложные вопросы.

И теперь у нашего стартапа есть чётко определенная цель и понимание того, кто наш клиент и что он на самом деле хочет.

Так что, друг, даже если ты сейчас на краю решения пуститься в своё предпринимательское плавание, помни: правильные вопросы и умение их анализировать — это компас и штурвал, без которых никакой корабль не отплывет в открытое море.

Ты не один. Мы все в этой лодке, и поддержка друг друга — наша общая сила в плавании к новым берегам.

Подписывайся на мой канал в телеграмм: rockstartup

Начать дискуссию