Как начинающему дизайнеру легко найти первую работу
Никак.
Это, пожалуй, самый честный ответ.
99,9% дизайнеров первая работа далась потом и кровью. Но в этой статье я попробую облегчить вам жизнь, разобрав типичные барьеры и ошибки.
И это первый совет:
Сделайте так, чтобы вам повезло
HR-анекдот:Два менеджера по персоналу, опытный и стажёр, сидят в офисе и обсуждают дела. Молодой достает огромную пачку резюме, штук 300.— Мы должны просмотреть их все, чтобы подобрать кандидатов на эту вакансию. Опытный хладнокровно берет у него пачку, делит ее пополам, одну часть — на стол, вторую — в шредер. У молодого глаза по пятаку.— А как же претенденты?!Опытный невозмутимо:— А зачем нам неудачники?
Удача — прикольная штука. Она редко приходит к тем, кто ничего не делает и просто ждет. Чтобы повезло, нужно шевелиться и создавать ситуации, в которых звезды сойдутся нужным образом.
Поэтому делайте так, чтобы о вас могли вспомнить, чтобы вам могла попасть на глаза хорошая вакансия, чтобы вам было что показать и рассказать, чтобы у людей было о вас хорошее воспоминание и т. д.
- Учитесь. Изучайте инструменты, методологии, паттерны.
- Практикуйтесь. К тому моменту, когда появятся первые шансы, надо быть готовым показать свои способности. А это лучше сделать потренировавшись.
- Общайтесь. Я понимаю, что в дизайнеры идут в первую очередь интроверты-затворники, но нетворкинг реально работает. Ходите на конференции, знакомьтесь на профессиональных форумах, задавайте вопросы (лучше умные), расширяйте сеть своих контактов.
- Вписывайтесь во всякие движухи и помогайте другим.
Не профукайте свой шанс
Важная вещь, которую не все осознают: любая возможность — это не шанс всей жизни, а всего лишь ставка. Вы можете сделать ставку или не сделать. Можете выиграть, можете и проиграть. Но если вы хорошо поработали над тем, чтобы вам везло, то у вас будет выбор.
И еще небольшой спойлер: по опыту, чтобы нанять одного дизайнера по объявлению, надо получить 100–200 откликов. Это значит, что вам надо создать много удачных ситуаций, чтобы добиться цели и обогнать конкурентов.
Взвесьте возможность, которая у вас появилась, и примите решение. Может, вам и не надо идти работать за копейки к непонятному ИП, делать новую гемблинг-соцсеть. А может, и надо (но лично я бы не стал). Но вам точно надо быть готовым сделать ставку: иметь нужные навыки, быть готовым приложить усилия и всё такое.
⚠ Наполните портфолио
Это, наверное, самый важный совет. Я его даже пометил эмодзи.
Всем, наверное, понятно, что без портфолио на должность дизайнера устроиться нереально. И все, наверное, помнят мантру маркетологов: «выделяйся или умри».
Так вот.
- Сделайте, чтобы в вашем портфолио было больше трех работ. Ну просто потому, что у большинства ваших конкурентов их две.
- Пусть это будут коммерческие, а не учебные работы.
Воу-воу, хватит ругаться на меня. Сейчас расскажу, как, не устроившись на работу, получить коммерческие кейсы.
Инвестируйте в стажировку
Пока вы неопытны, вы не можете принести ценности работодателю. И у нас не так много компаний, готовых инвестировать в оплачиваемую стажировку (но если такая попадется — рекомендую в этот шанс вцепиться зубами).
Ищите бесплатные стажировки в серьезных компаниях и проситесь к ним поработать.
Важный параметр — наличие ментора, у которого вы сможете набираться опыта. Это будет ваша сделка: вам будут платить не деньгами, а советами и кейсами. И часто классных стажеров берут в штат. Мы, например, в Агиме так очень любим делать.
Ну и очень желательно сразу договориться, что вы сможете положить в портфолио то, что сделаете.
К слову, среди агентств и фрилансеров обычная практика увеличивать цену контракта на четверть, если работу запрещено показывать в портфолио.
Ищите возможности в соцсетях (включая малодоступные и заблокированные) и на сайтах по поиску работы. Вот, кстати, ТГ-канал, который собирает такие возможности. Гуглите и, может быть, повезет.
Поработайте по знакомству за еду
Работодателем важно понимать, что вы умеете работать в рамках реальных ограничений и понимаете бизнес-задачи.
Где-нибудь, кому-нибудь из ваших друзей/родственников наверняка нужны визитки или лендосик. Сделайте его за символическую плату. Скорее всего, вы сделаете две версии: одну – как хочет ваш заказчик, а вторую — красивую, чтобы положить в портфолио. Так бывает, не надо этого стесняться. Для работодателя важнее, что вы понимаете боли бизнеса, но можете аргументировать и свой вариант.
Только не надо негатива типа «вот этот клиент — негодяй... а я... а он...», нытиков никто не любит. «Это была первая версия, но потом я подумал, что так будет лучше, потому что раз-два-три реализовать не получилось, но зато теперь я умнее».
Благотворительность
Это и карму вам улучшит, и знакомства принесет, и практические кейсы.
А ещё, по моему опыту, благотворительные организации — самые благодарные заказчики. Они обычно рады любой помощи. Но при этом это настоящий проект: с бизнес-задачей, согласованиями, правками и вот этим всем.
Фейковые проекты/редизайны чего-нибудь
Относительно рискованный способ инвестиций своего времени по соотношению затраты/выхлоп. Но если проект будет классный, то очень хорошие шансы быть замеченным. Если сделаете качественную работу для громкого бренда, то на волне популярности бренда можете выехать. Да и приличных иллюстраций у больших брендов обычно в достатке: вам будет тупо проще.
Сейчас, правда, некоторые дизайн-школы поставили редизайн для всяких «марвелов» и «кока-кол» на поток, так что в этом инфошуме ваша работа может затеряться. Но вы можете сделать ставку на менее заметный бренд или вообще выдумать свой.
Участвуйте в хакатонах
Бывает, команды разработчиков ищут себе дизайнера, чтобы поучаствовать в каких-нибудь челленджах и порубиться за приз или просто повеселиться. В случае победы — это шанс на кейс. Да и в целом у вас появятся знакомства, а это классно. Знаю пару ребят, которые таким образом делали рывок в карьере.
И последнее:
Сделайте нанимателю удобно
Представьте, что вам нужно разобрать 100 откликов дизайнеров. Это 100 писем. 100 портфолио. 100 решений «да/нет/не знаю»
Тут, кстати, решение принять просто: игнор. Ну, и с друзьям поделился тоже, чего уж скрывать.
Но бывает, приходят письма с подробным душевным сопроводительным письмом, а в нем нет портфолио. Или «портфолио по запросу».
Ну или оно есть, но в виде ссылки. А ссылка в резюме. А резюме в «Ворде». А «Ворд» в файле. А файл во вложении...
Или ссылка есть, но это «Фигма», которая открывается несколько минут, потому что «Фигма» всегда долго открывается. А еще это в виде прототипа, в котором непонятно куда тыкать.
Или это просто россыпь файлов на Яндекс.Диске. Ну типа иди, смотри, что там тебе надо.
Или это PDF по ссылке, который весит 500 мб, а ты на удаленке на даче с мобильным интернетом.
И у тебя обед близится. И еще пяток незакрытых тасков.
И ты смотришь на прелоудер этого PDF, на эти 100 писем...
Намек понятен? Ну и прекрасно.
Полезно!
Всю вторую половину статьи меня не покидало стойкое чувство, что я это уже где-то читал.
Обновили статью. Спасибо за внимательность!
Хорошая статья.