Цифровая трансформация в сфере охотничьего управления: применение технологий для эффективного внедрения цифровых услуг по выдаче разрешений и охотбилетов
В статье эксперты Центра цифровой трансформации Республики Татарстан рассматривают организацию процессов выдачи охотничьих билетов и разрешений на добычу охотничьих ресурсов в 2024 году в республике.
Охота – одно из самых древних занятий человека. Современное охотничье-промысловое хозяйство России добывает разнообразную продукцию: мех, шкуру и мясо диких животных, мясо птиц. Объектами промысловой и спортивной охоты на территории Российской Федерации являются около 60 видов млекопитающих и 70 видов пернатых.
Охота как вид пользования животным миром регулируется на законодательном уровне федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 24.07.2009 № 209-ФЗ. Кроме того, в 2020 году министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации подписан приказ №477 «Об утверждении Правил охоты».
Правила охоты являются основным документом, который определяет порядок проведения охоты, и каждый охотник обязан четко знать и выполнять установленные правилами требования.
В частности, правилами установлено, что во время охоты, охотник должен иметь при себе:
- охотничий билет;
- разрешение на оружие;
- разрешение на добычу охотничьих ресурсов;
- путевку, в случае если охота происходит (в частных) охотничьих угодьях;
- разрешение на содержание и разведение в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, в случае осуществления охоты с ловчими птицами.
Охотничий билет — это «паспорт» охотника, который подтверждает, что данный гражданин ознакомился с требованиями охотничьего минимума. Наличие охотничьего билета единого федерального образца позволяет охотникам перемещаться по всей территории РФ для ведения охотничьей деятельности.
Разрешение на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях — документ, который разрешает отстрел определенных животных или птиц. Отсутствие разрешения на охоту (даже если остальные документы в наличии) — нарушение закона, что приводит к административному наказанию (добычу при этом изымают).
Государственный комитет Республики Татарстан по биологическим ресурсам (далее – Комитет) является уполномоченным органом Республики Татарстан по выдаче охотничьих билетов и разрешений на добычу охотничьих ресурсов. До создания ведомственной информационной системы существовал ряд проблем с организацией процесса выдачи охотничьих билетов и разрешений, включая:
- длительный процесс обработки заявлений: очереди и задержки в выдаче охотничьих билетов и разрешений вызывали неудобства для охотников.
- отсутствие автоматизации: ручной ввод данных приводил к ошибкам и дублированию информации.
- отсутствие прозрачности в процессе распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов
- трудности с проверкой действительности паспортов и охотничьих билетов.
- недоступность услуг для многих категорий граждан Республики Татарстан, так как обработка заявлений и выдача результатов оказания услуг осуществлялись только в Комитете.
В связи с этим в 2015 г. Комитет инициировал мероприятия по созданию ведомственной информационной системы, что в дальнейшем позволило решить большинство обозначенных проблем. На начало осени 2024 г. информационная система Комитета (далее – Система) позволяет оптимизировать процесс выдачи охотничьих билетов и разрешений на добычу охотничьих ресурсов, в том числе путем автоматизированного их распределения – так называемой жеребьевки.
В данный момент подача заявлений о получении государственной услуги по выдаче и аннулированию охотничьего билета единого федерального образца и государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется посредством личного обращения заявителя в Комитет, в Государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан», через Единый портал государственных и муниципальных услуг и Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан. Заявления направляются в Систему из канала приема заявления, либо путем ручного ввода данных. Обработка заявлений осуществляется в Системе.
Охотничий билет
В 2015 году в рамках разработки Системы был запущен функционал по выдаче и аннулированию охотничьих билетов.
В настоящее время при обработке заявления о получении государственной услуги по выдаче и аннулированию охотничьего билета единого федерального образца Система в рамках настроенных интеграций осуществляет проверку действительности паспорта гражданина РФ в Федеральной миграционной службе Российской Федерации и запрос сведений о судимости и уголовном преследовании в Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
Результатом предоставления государственной услуги является:
- выдача охотничьего билета единого федерального образца;
- решение об отказе в выдаче охотничьего билета;
- аннулирование охотничьего билета.
Государственная услуга предоставляется в течение 5 рабочих дней с даты регистрации заявления в Комитете.
Система хранит данные о выданных охотничьих билетах, включая:
- сведения о владельце билета;
- данные о билете (дата выдачи, серия, номер, дата внесения в охотхозяйственный реестр);
- информацию об аннулировании (дата, основание для аннулирования).
Данные охотничьих билетов в базе данных Системы позволяют осуществлять поиск заявителя при обработке заявлений на предоставление других услуг, оказываемых Комитетом, либо рассмотрении жалоб, уменьшает вероятность дублирования информации и ошибок, используется для статистической отчетности.
При реализации процессов по выдаче и аннулированию охотничьих билетов в электронном виде удалось:
- оптимизировать и унифицировать процесс получения государственной услуги по выдаче и аннулированию охотничьего билета;
- повысить эффективность и качество предоставления государственной услуги по выдаче и аннулированию охотничьего билета, создать комфортные условия для участников отношений;
- предоставить возможность для граждан воспользоваться через ЕПГУ услугой «Выдача охотничьего билета единого федерального образца»;
- повысить эффективность принятия управленческих решений;
- автоматизировать формирование отчетности о количестве предоставленных услуг в электронном виде.
Разрешения на добычу охотничьих ресурсов
Успешный опыт реализации функционала по выдаче и аннулированию охотничьих билетов в ведомственной информационной системе стал стимулом для перевода в Систему услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
В данный момент при обработке заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов:
- отображает статус охотничьего билета, выданного Госкомитетом, в том числе информацию о его аннулировании, что помогает избежать выдачи разрешений на основании недействительных документов;
- предоставляет данные о ранее выданных разрешениях охотнику и о поданных заявлениях на участие в распределении разрешений;
- проверяет установленные ограничения по каждому виду охотничьего ресурса и охотничьему угодью, чтобы гарантировать соблюдение правил охоты;
- проверяет отметки об оплате пошлин и сборов, включая автоматический поиск платежей госпошлины в системе ГИС ГМП;
- содержит информацию о выданных разрешениях заносится в реестр разрешений на добычу;
- при необходимости позволяет оформить отказ в выдаче разрешения с указанием причины;
- автоматически регистрирует поступившие заявления;
- фиксирует информацию о всех регистрируемых заявлениях;
- содержит каталог реквизитов для выставления начислений на физические и юридические лица, а также индивидуальных предпринимателей;
- формирует начисления по услугам из каталога, а также осуществляет проверку поступлений оплаты по ранее выставленным начислениям (проверяет поступления оплаты по идентификатору плательщика, осуществляет автоматический поиск оплаты по ранее выставленным начислениям и поиск начислений по фамилии плательщика).
Система хранит следующую информацию о выданных разрешениях:
- Данные охотничьего билета (серия, номер, дата выдачи, ФИО владельца).
- Серия, номер и дата выдачи разрешения.
- Сведения о добываемых ресурсах, объеме добычи, местах и периоде охоты.
- Дату возврата разрешения.
Жеребьевка
Распределение разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях между охотниками осуществляется в порядке очередности поступления заявлений, за исключением разрешений на добычу охотничьих ресурсов, включенных в утвержденный Комитетом перечень охотничьих ресурсов, распределение разрешений на добычу которых осуществляется посредством жеребьевки.
Включение охотничьих ресурсов в указанный перечень осуществляется исходя из квот добычи, норм допустимой добычи, норм пропускной способности, установленной в отношении общедоступных охотничьих угодий. В частности, в 2024 году жеребьёвка проводилась по 3 видам охотничьих ресурсов: лось, косуля и барсук.
Система обеспечивает прием и обработку заявлений на участие в жеребьевке, а также обеспечивает функционал для проведения жеребьевки в электронной форме. Заявку на жеребьевку можно подать по адресу.
Система позволяет просмотреть сформированный реестр для жеребьевки, обеспечивает визуализацию процесса случайного отбора заявок, формирование протокола жеребьевки, сохранение протоколов в системе и возможность их скачивания в формате Excel.
При реализации процессов выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и проведению жеребьевки в электронном виде удалось достичь следующих ключевых результатов:
- увеличение скорости обработки заявлений;
- минимизация ошибок;
- оптимизация процесса жеребьевки, а также процессов взаимодействия охотников и Комитета;
- снижение рисков мошенничества за счет проверки действительности охотничьих билетов и наличия оплаченных пошлин;
- оптимизация процесса взаимодействия охотника и Комитета;
- систематизация данных и формирования отчетности.
Перспективы развития
Основная задача, над которой сейчас работает Комитет – этот минимизировать количество личных посещений охотников Комитета или отделений МФЦ.
Для решения этой задачи Комитет в рамках реализации инициатив, поддержанных Федеральным Законом об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации, планирует доработать Систему и разработать/приобрести мобильное приложение.
Доработанная система позволит охотникам оформлять все необходимые разрешения онлайн, используя удобный интерфейс мобильного приложения. Эта мера направлена на улучшение качества обслуживания населения и создание комфортной цифровой среды для пользователей. Ожидается, что внедрение мобильного приложения не только упростит процесс получения разрешений, но и повысит прозрачность процедур, снизив вероятность коррупционных проявлений.
Заключение
Цифровая трансформация в сфере охотничьего управления в части внедрения цифровых технологий для эффективного перевода услуг по выдаче охотничьих билетов единого федерального образца и разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях в электронный вид охватывает более 60 тыс. зарегистрированных охотников Республики Татарстан, а также охотников, приезжающих в Республику Татарстан из других регионов в рамках охотничьего туризма.
На сегодняшний день в Республике Татарстан ежегодно выдается не более 2,5 тыс. охотбилетов, а аннулируется не более 100 шт. С учетом утвержденных квот добычи, норм допустимой добычи, норм пропускной способности, в отношении общедоступных охотничьих угодий, Комитетом ежегодно выдается около 18 тысяч разрешений на добычу охотничьих ресурсов в рамках любительской и спортивной охоты. Также Комитетом ежегодно проводится распределение разрешений на добычу охотничьих ресурсов путем жеребьевки. Так за 9 месяцев 2024 года подано около 10 тысяч заявлений на участие в жеребьевке.
Внедренные цифровые технологии позволили оптимизировать процессы оказания услуг для охотников, устранить задержки и ошибки в обработке заявлений. Будущая доработка информационной системы и разработка/приобретение мобильного приложения сделает процесс еще более доступным и удобным, что будет стимулировать развитие охотничьей отрасли в регионе.