Дефицит линейного персонала на складах
Часть 1. Как снизить потребность в ресурсах
На профильных выставках и конференциях последних нескольких лет тема недостатка линейного персонала проходит не то, что красной, а прямо бордовой нитью. Все клиенты, с которыми мы работаем, так же сталкиваются с этой проблемой каждый день. Причины я вижу в следующем:
1. Демографические: снижение рождаемости, частичное перераспределение мужчин из экономики на военную службу;
2. Экономические:
2.1. Колебания курса рубля и связанный с этим отток трудовых мигрантов;
2.2. Бурный рост маркетплейсов и товарооборота e-com;
2.3. Возросшая потребность в персонале на заводах военно-промышленного назначения, высокие зарплаты в этом сегменте;
3. Прочие: например, политическая ситуация в целом, ужесточение требований к мигрантам после марта 2024г. и увеличившийся их отток.
Очевидно, что в обозримом будущем полное решение этих проблем не предвидится, следовательно, компаниям стоит учитывать сохранение дефицита ресурсов при планировании деятельности.
Но логисты для того и нужны, чтобы решать сложные задачки, поэтому предлагаю свой список must-do:
1. Оптимизировать трудозатраты там, где это возможно;
2. Увеличивать долю женского труда;
3. Работать над удержанием персонала;
4. Внедрять систему мотивации;
5. Запускать роботизацию.
В этой статье речь пойдет о первом пункте «Как сократить трудозатраты на складе и уменьшить потребность в персонале». Под ним я подразумеваю безбюджетные способы, например, устранение потерь. Об остальном поговорим в следующий раз.
Как работать над сокращением потерь:
1. Найти и идентифицировать
Сначала потребуется выявить все проблемные места. Сделать это можно двумя способами: непосредственным наблюдением за процессом, а так же замерами времени его выполнения.
Наблюдение за процессом сводится к тому, что аудитор (критически важно, чтобы этот человек отлично ориентировался в процессе) проводит на складе энное время, фиксируя общую хронологию работы. По ходу нужно отдельно отмечать действия сотрудников, которые не укладываются в базовую логику. Это и будут потери.
Например: по ходу сборки комплектовщика постоянно отвлекали новички, уточняя где именно находится тот или иной товар.
Мне удобно это делать в свободной форме, но так же можно использовать специальную форму наблюдательного листа, скачать ее можно здесь.
Замеры времени выполнения процесса дают детализированную оценку потерь и нужны, если в вашей компании принято разговаривать «на цифрах» (это здорово). Проведение замеров возможно двумя путями:
- хронометраж – это оценка времени выполнения конкретного процесса/операции, например, сборки заказа. Замеры проводятся массово: если штат небольшой, лучше охватить всех, если большой, тогда взять выборку из нескольких человек в каждой категории: новички, «старички» (опытные сотрудники), «передовики» и аутсайдеры (скорее всего, опытным путем вы и так их знаете). После этого сводите результаты, понимаете диапазон скорости выполнения операций и то, от чего она зависит, долю потерь в общем процессе.
Например, процесс комплектации может выглядеть так (время условное):
- подача заказа на отгрузку и ожидание запуска в работу – 10 мин;
- комплектация штучного товара — 40 минут (50 строк, 2 куб. м., полочные стеллажи);
- потери во время комплектации: поиск тары для сборки, освобождение подхода к ячейке, помощь новому сотруднику в поиске товара) – 12 мин;
- вывоз скомплектованного заказа в зону контроля и упаковки – 3 мин.
Из этого можно сделать вывод: устранение прямых потерь при сборке сократит трудозатраты на 22% (время подачи заказа в расчет не включено, так как сотрудники не задействованы). Логичный вывод: если на сборке занято 15 комплектовщиков в смену, то высвободить можно будет до 3 человек.
Ключевая мысль:хронометраж стоит делать, если стоит задача устранить потери в конкретном процессе. По опыту, в первую очередь стоит взяться за сборку, там кроются наибольшие трудозатраты. Так же этот вид анализа подойдет, если сотрудники выполняют разные задачи, а не узкоспециализированы на конкретном процессе.
- фотография рабочего дня – это более детальное обследование, в ходе которого вы фиксируете все действия сотрудника в течение рабочей смены. Еще раз: хронометраж — это замер конкретного процесса у разных сотрудников. Фотография – конкретного сотрудника в течение всего дня/разных процессов.
Фотография будет полезна при расчете загрузки персонала и оценке распределении работ в течение смены. Ее имеет смысл проводить, если стоит задача рассчитать количество необходимых ставок. Отмечу, что выполнение фотографии рабочего дня намного более ресурсоемко, поскольку вы потратите день только на одного человека, а замерить надо всех сотрудников на разных должностях. Ключевая мысль: фотография рабочего дня – это отличный инструмент для оптимизации, если у вас есть время и ресурсы на ее проведение.
2. Прицелиться
После оценки технологии выполнения работ стоит определить желаемую величину изменений и поставить целевое значение для оптимизации. Если задача состоит только в устранении прямых потерь - одно дело, если же требуется увеличить скорость сборки в два раза относительно текущей, потребуется серьезное изменение технологии, возможно – автоматизации. Именно цель определит тот набор действий, который впоследствии надо будет выполнить. Постарайтесь зафиксировать цель в цифрах, так появится возможность оценить результат оптимизации и понять, насколько вы его достигли.
3. Разработать и реализовать мероприятия по оптимизации
Перечень потерь времени у вас на руках, он был составлен входе наблюдения за процессом. Теперь разработайте корректирующее действие по каждому пункту этого списка. Пример ниже:
- поиск тары для сборки — выделить места для хранения комплектовочной тары на складе, идентифицировать их, закрепить ответственного за пополнение;
- освобождение подъезда к стеллажу — определить причины того, почему товар размещается в проходах. Тут широкое многобразие: дефицит площади зоны приемки или отгрузки, отсутствие исполнительской дисциплины и т. п. Нашли причину проблемы — включите в список для устранения и ее.
4. Оценить результаты внедрения
После реализации всех запланированных мероприятий надо выждать какое-то время (пару недель - месяц), после чего можно сделать контрольный замер показателей "как стало" и оценить эффективность. Проводить срез сразу после изменения технологии не стоит, поскольку сотрудникам надо дать время на обучение, адаптацию и выход на новую скорость сборки.
В следующих частях мы поговорим про остальные способы работы с дефицитом линейного персонала.
А как вы решаете проблему дефицита персонала у себя на складах? Поделитесь, это интересно мне и будет полезно остальным )