Как совмещать работу и учёбу
Наш рекрутер Ксения Жилякова выступала с докладом на тему «Как совмещать работу и учёбу» на конференции HappyDev Lite в Омске и на форуме для IT и digital-специалистов «Пчела» в Тюмени. В своём выступлении она рассказывала о личном опыте поиска баланса между работой, учебой и личной жизнью. Команда Gems специально для вас создала статью по материалам доклада, чтобы помочь найти тот самый work-life balance, о котором столько говорят.
Зачем школьнику или студенту работать?
Необходимость в заработке может возникнуть в любом возрасте. Старшеклассник берёт подработку, чтобы иметь карманные деньги. Студенты и молодые специалисты – ради одновременного карьерного роста и получения образования. Делать это приходится из-за конкуренции на рынке труда, ведь без работы нет опыта, а без опыта сложно найти работу, и вас буквально засасывает в этот водоворот.
Итак, у нас есть задача номер один: устроиться на такое место работы, чтобы и карманных денег заработать, и карьерный фундамент заложить, и с учебой совмещать. И многое вы можете сделать уже сейчас (спойлер: придется приложить усилия).
Какие секреты помогут всё успевать?
Главный секрет в том, что всё успевать не получится, но есть пять советов, которые помогут выйти победителем, то есть достигнуть желаемого.
Совет 1. Устанавливайте реалистичные цели.
Все слышали про постановку задач по методу SMART, но редко кто этим пользуется на самом деле. Классно везде быть отличником и пытаться всё успеть, но это верный путь к выгоранию. Как этого избежать? Правильно, понять и честно признать, что для вас наиболее важно, какого результата вам будет достаточно и в работе, и в учёбе.
Я для себя на первом курсе составила чек-лист, который и стал ориентиром при выборе первой компании.
Что вошло в чек-лист?
- Моя главная цель – получить образование.
Это значит, что мне нужно найти такую работу, которая в принципе позволяет совмещать трудовую деятельность с учёбой.
Мне повезло, и на втором курсе меня взяли в небольшую компанию юристом в единственном лице. Мне приходилось отвечать буквально за всё. Опыт колоссальный.На практике быть всем и сразу оказалось не так легко, но были и преимущества. Я напрямую подчинялась непосредственно директору, который во-первых, позволял работать мне когда и откуда угодно, во-вторых, не следил за моим графиком. Было здорово самой решать, сколько работать: например, во время сессии я отдавала больше сил учёбе, а во время семестра – своим обязанностям в компании. Да, это было здорово. Знаете, что меня поддерживало на протяжении сдачи всех экзаменов? Слова директора: «Тяжело в учении, легко в отчислении». До сих пор мотивирует.
- А есть ли перспективы?
Мне было важно понимать не только то, как реальный опыт поможет в учёбе, но и есть ли мне куда расти по должности и зарплате. Не зря же есть шутка: «Не знаю, как у вас, но у нас, чтобы стать нотариусом, нужно дождаться, чтобы кто-то таки из коллег скончался».
В той компании, о которой я писала выше, я просчиталась по этому пункту, ведь это была тупиковая должность, в которой не то чтобы роста зарплаты ждать не приходилось, там даже новые задачи взять было неоткуда.
Но были и плюсы, куда без них. Полученные знания помогали лучше понять теорию, да и давали определённые бонусы во время зачётов. Преподаватели более снисходительны и положительно настроены, когда вы приводите примеры из практики. Все люди, и все прекрасно понимают, как тяжело совмещать работу и учёбу.
Знаете, чему ещё научил меня этот опыт?
Если одна дверь закрывается, то обязательно открывается другая.
После окончания бакалавриата я поступила в магистратуру. Однажды мой преподаватель предложил мне читать лекции. Так на три года я сама стала на юридическом факультете преподавателем по двум предметам – «Криминология» и «Уголовно-исполнительное право». Преподавание очень вдохновляло – я до сих пор скучаю по студентам и по атмосфере занятий. Я бы сказала, что это стало переломным моментом. Именно тогда я поняла, что хочу работать именно с людьми, а со временем кардинально сменила сферу деятельности и ушла в HR. В общем, не отказывайтесь от шансов, которые вам предложат в стенах родного университета.
Совет 2. Планируйте своё время.
Расписание помогает упорядочить задачи в соответствии с дедлайнами и приоритетами, но нужно быть готовым к тому, что жизнь внесёт свои коррективы. Обязательно что-то пойдёт не по плану: в университете сдвинули время лекций, на работе появилась «горящая» задача, заболевшего кота пришлось везти к ветеринару и т.д. Привет таким soft-скиллам, как гибкость и адаптивность. Расписание – это не закон, это наш помощник для тайм-менеджмента и повышения самодисциплины.
Как планировать время?
а) Выбирайте удобный способ фиксации: ежедневник, трекер, планировщик или онлайн-календарь.
б) Фиксируйте все задачи по работе и учёбе, но не забывайте и про время на отдых.
в) Приоритизируйте и берите в работу.
Как приоритизировать задачи?
- Принцип Парето.
В бизнесе и маркетинге этот закон позволяет определить, какие 20% продуктов или услуг приносят 80% выручки, какие 20% рекламных каналов приводят 80% новых клиентов и какие 20% самых продаваемых продуктов являются наиболее прибыльными.
Но как он может помочь вам?
Приведу простой и понятный пример. Все же писали шпаргалки? Мы не пытаемся в них засунуть 100% лекции, мы берём только самое главное, пытаясь докопаться до сути. В итоге на маленьком листе бумаги у нас как раз выходит вместить около 20% информации, которая позволит воспроизвести оставшиеся 80%.
Ещё один пример: в своё время Стив Джобс сократил линейку нерентабельных устройств Apple до десятка флагманов.
- Матрица Эйзенхауэра.
Скорее всего вы, как и я, нормально не смогли произнести фамилию автора методики, но понять суть у вас однозначно получится. Мы приоритизируем список задач, отвечая на два вопроса:
- Это важно?
- Это срочно?
В итоге у нас получается четыре квадранта:
Квадрант A: Важные и срочные задачи – это дела, требующие мгновенного внимания, такие как кризисные ситуации или неотложные обязанности.
Например, сюда попадут вопросы личного здоровья или задачи по подготовке незапланированного совещания.
Квадрант B: Важные, но несрочные задачи – это задачи, которые важны для достижения целей, но не требуют немедленного выполнения.
Например, сюда попадут ежедневные и запланированные задачи вроде подготовки домашнего задания или написания курсовой.
Квадрант C: Срочные, но не важные задачи – это отвлекающие факторы, которые могут отвлечь от важных дел.
Например, сюда попали бы задачи вроде посмотреть последнюю серию сериала, который сейчас в тренде.
Квадрант D: Несрочные и неважные задачи - это дела, которые не приносят значительной пользы и могут быть отложены или исключены.
Например, это наш любимый скроллинг ленты новостей в социальных сетях.
В итоге мы можем быстрее достичь цели и минимизировать время прокрастинации оттого, что мы не знаем, чем занять себя дальше.
- Метод Pomodoro
Ещё один метод личной эффективности с интересной историей возникновения.
Однажды итальянский студент решил проверить, сможет ли концентрироваться на учёбе хотя бы десять минут. Нужно было засечь время, а под рукой как раз оказался кухонный таймер в виде помидора. Так появился Pomodoro ― метод планирования времени для увеличения продуктивности.
Основная идея ― работать короткими итерациями или блоками по 25 минут, после чего на пять минут полностью менять деятельность или отдыхать. Такой алгоритм нужно повторить четыре раза, то есть «съесть четыре помидора». А потом устроить себе длинный перерыв на 15-30 минут. Из инструментов понадобится только таймер (форма, цвет и принадлежность к овощам не имеют значения).
Лично мне этот метод очень помогал при подготовке к сессии. За отведённые 25 минут я успевала выучить от 5 до 10 билетов. Прогресс был явный и давался значительно легче.
Эти методы планирования выручали меня и в студенческое время, и сейчас позволяют совмещать высокую производительность с заботой о себе.
Многие считают, что планирование – это бесполезная трата времени. А теперь представьте, что вы пошли в поход. Вы же будете останавливаться и сверяться с картой и компасом? Конечно, будете, ведь вы точно хотите прийти к вон той горе. Так вот и план – это наш ориентир на пути к желаемому. Потратив пять-десять минут в день на планирование, вы сэкономите себе дни, а то и целые недели. А в качестве приятного бонуса сможете легче выделить время в расписании для чего-то действительно приятного и интересного.
Помните: молодость прощает всё, но только не даром упущенное время.
Совет 3. Настройтесь на максимальную производительность
Все люди разные. Кто-то лучше усваивает информацию по утрам, а у кого-то прилив вдохновения приходит только после полуночи (привет совам и жаворонкам).
Определите свои самые продуктивные часы и используйте их наиболее эффективно.
От себя хочу заметить, что важно не только время, но и условия, в которых вы учитесь или трудитесь. Создайте комфортное и спокойное рабочее место, где вы сможете сосредоточиться на задачах.
Совет 4. Запросите поддержку
Это моё любимое, если честно. Я всегда обращаюсь за поддержкой и пониманием.
Расскажите близким, друзьям, коллегам, преподавателям или руководителю о своих целях и планах, не бойтесь просить помощь в случае необходимости.
Например, на своём первом месте работы я договорилась с директором о возможности работать part time, то есть не в фиксированное время, а гибко. Это же договорённость позволила мне работать удалённо из дома, а не в офисе. Многие работодатели понимают, что сотруднику требуется время на учёбу, и готовы пойти навстречу.
Удалёнка для студента просто находка.
Во-первых, вы работаете откуда угодно, во-вторых, не тратите время на дорогу.
Но тут есть “но”: важно быть ответственным и пунктуальным. То, что вас нет в офисе, не снимает с вас обязательства, вам нужно быть на связи в оговоренное время и в определённые сроки сдавать результаты задач.
А как просить поддержку у преподавателей?
Главное помнить, что они нам не враги, а настоящие союзники. Педагоги могут помочь найти оптимальные варианты, чтобы справиться с учебной и рабочей нагрузкой, а иногда соглашаются на перенос сроков сдачи контрольных заданий. . На своём опыте проверила, что современные преподаватели понимают, принимают и поддерживают тот факт, что студенты не только учатся, но и работают.
Совет 5. Поддерживайте своё физическое и психологическое здоровье.
В гонке за результатами не забывайте о себе.
Я понимаю, что осознание дефицита времени заставляет идти на отчаянные меры, вроде, сокращения времени на сон, отказа от еды и воды, снижения физической активности, отказа от встреч с друзьями и любимого хобби.
В итоге ни к чему хорошему это не приводит, начинаются проблемы с физическим и психологическим здоровьем. Такой стресс организм выдержит на короткой дистанции, но если он станет постоянным, то рано или поздно вам станет всё сложнее справляться с задачами, вы потеряете интерес и мотивацию даже к самой любимой работе. Не доводите себя до выгорания, начните искать баланс между жизнью и работой прямо сейчас.
Во-первых, удовлетворяйте все физиологические потребности организма. Запланируйте в своём расписании время для полноценных приёмов пищи. Старайтесь спать не меньше 6-8 часов в день, и помните, что выспаться в выходные за всю неделю не получится.
Во-вторых, используйте любые возможности для физической активности. Недолгие тренировки, утренняя зарядка и даже использование лестницы вместо лифта наполнят вас энергией для более эффективной работы и учёбы. Лично меня очень дисциплинирует собака, которая обеспечивает мне прогулки на свежем воздухе минимум два раза в день.
В-третьих, обращайте внимание на ваше ментальное здоровье. Общение с друзьями и близкими положительно влияет на эмоциональный фон. Если вы чувствуете, что не справляетесь с нагрузкой, возможно, вам стоит взять паузу и отдохнуть денёк-другой, а потом снова ринуться в бой. И не стесняйтесь обратиться за помощью квалифицированным специалистам.
В соцсетях успешный успех: все такие продуктивные и всё успевают. Но на самом деле успеть все невозможно. В мире происходит слишком много событий, это нормально, если у вас не хватает сил и времени на что-то. Также нормально, как поменять приоритеты. Также нормально, как пропустить что-то. Если вы избавитесь от установки, что вы должны успеть всё, вам станет легче справляться с напряжением. Мы не зря говорили о важности приоритетов.
Вы должны успеть то, что хотите сами, остальное — второстепенно. Совмещение учёбы и работы, да и чего угодно ещё требует дисциплины, организованности и гибкости. Надеюсь, мой опыт и мои советы помогут найти вам свой баланс и достичь ваших целей.
Удачи вам!