Видишь нарушения Закона о рекламе? Нет? А они есть! Когда антимонопольные органы наказывают за отсутствие маркировки?
Что объединяет каналы и сайты "Беспредел нашего города – обратная сторона Рубцовска (18+)", "Накануне.ру", "Сибдепо"? Если вы прочитали заголовок, то ответ очевиден – региональные управления ФАС прямо сейчас выясняют, не нарушили ли эти каналы и порталы требования к маркировке рекламы. Давайте и мы посмотрим, что ожидает тех, кто не знает об ОРД, рекламных креативах и маркировках на примере первых дел в антимонопольных органах.
Микроинфлюенсер с тысячей подписчиков – (У)ФАС проблема!
Если вы думаете, что в маркировках, ЕРИР и прочих идентификаторах должны разбираться только рыночные гиганты, у меня для вас плохая новость – практика уже сейчас показывает, что антимонопольным органам абсолютно плевать на размер вашего канала. Вы ведете тележку на 200 человек, порекомендовали купить пирожки вашей бабушки, но забыли передать информацию о ней в ОРД – готовьте кошелек, ведь казна пустует.
Ни в одном из определений антимонопольной службы, которые я для вас прочитал, нет упоминаний о размере нарушителей – напротив, дел против "лидеров рынка, компаний с многолетней историей" я не нашел, страдают в основном бедолаги с небольшим количеством подписчиков.
Дело здесь в том, что закон не дает никаких поблажек небольшим каналам, но не только лишь все могут нанять себе юриста или маркетолога, который помог бы разобраться в регулировании, тогда как у больших компаний такая возможность есть.
Кто написал четыре миллиона доносов, или как ФАС узнает о нарушителях?
Тысячи и тысячи программистов сидят в недрах ФАС и пишут ботов, анализирующих каждый пост в тележке на предмет отсутствия маркировки? Как бы не так – враг ваш ближе чем вы думаете, и он не такой уж технологичный. Главный источник невзгод блогера или компании – конкуренты и недоброжелатели, ведь именно они чаще всего и обращаются к антимонополистам за справедливостью (а те и рады).
Застраховаться от этого нельзя, единственный выход – передавать информацию в ОРД, получать идентификаторы рекламы, размещать сведения о рекламодателе (и его страницы в интернетах) в объявлениях. А еще нельзя забывать писать слово "Реклама" – никаких вам взаимных рекомендаций, дружеских советов и даже честного пиара!
Если этого не делать, то конкуренты с удовольствием сначала оформят вам командировку в региональный УФАС, там вы едва ли отобьетесь, а потом и штраф получите.
Что есть реклама по мнению антимонопольного органа?
Не каждый может разобраться, где реклама, а где информационное сообщение или дружеская рекомендация (в мире антимонопольной службы такого не существует). В делах по маркировке, что я отрыл на сайте ФАС, выделяют такие критерии рекламы:
- направлена на неопределенный круг лиц;
- содержит наименование рекламодателя или его торгового предприятия;
- ссылается на результаты интеллектуальной деятельности рекламодателя;
- указывает на название мероприятия, которое проводится рекламодателем;
- стимулирует интерес к объекту рекламы, формирует к нему положительное отношение, закрепляет образ в памяти потребителя.
А вот что рекламой не признается:
- аналитические материалы (обзоры рынка, результаты научных исследований и испытаний);
- справочно-информационные материалы (упорядоченные сведения по отдельной тематике);
На саморекламу требования по маркировке тоже распространяются (хоть это и абсурдно), так что вы и сами знаете, по какой ссылке в описании профиля перейти и что нажать.