Психолог вернет мне душу? Как лечат психику (душу): психологические защиты, кризисы, травмы, страхи, жизненные сценарии
Психология (от др.-греч психо «душа»; и логос учение).
В шаманизме принято считать — «любая болезнь — следствие потерянной или похищенной души».
В базовом шаманизме, который позднее впитал в себя и психологию принято считать, что к потере души может привести любая травма, и чем интенсивнее травматический шок, тем серьёзнее масштабы потери души.
Кроме шаманов, данным явлением интересуются антропологи, трансперсональные психологи, такие как Станислав Гроф, Арнольд Минделл и другие. Основное объяснение механизма потери души — для сохранения себя в невыносимой ситуации.
При сильной травме часть души теряется, замирает, уходит, так как нахождение в непереносимых условиях настолько тяжело, что может привести к самоуничтожению.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ
Механизм психики направленный на избегание травмы в психологии называют психологическими защитами.
Если любому из нас, а тем более травмированному человеку, небрежно снять все психологические защиты — он может не вынести боли полученной от столкновения с реальностью. Мы вытесняем, не осознаем, неосознанно «забываем» значительный пласт жизненного опыта.
Иногда мы переносим на других, в том числе и ответственность с которой не хотим справляться сами. Иногда создаем врагов там, где их нет потому, что с теми врагами, кто реально несет угрозу, мы не можем справиться. Не редко мы возлагаем на людей свои завышенные ожидания, которых не оправдываем даже сами, а после обвиняем их в том, что они не оправдали наши ожидания. Мы ткем иллюзии, иногда даже в них влюбляемся, воображаем из себя то, чего не существует или воображаем сверхсильными других людей. Игнорируя базовые вещи нуждающиеся в нашем повышенном внимании мы попадаем в капкан утраченных возможностей, ведь без развития важного мы не упорядочим свое пространство, не придем к порядку. Такие базовые важные вещи это здоровье, сон, карьера, семья, выборы президента, урожай, экономика, наука и т.д. Нам удобнее думать "пусть об этом подумают другие". Мы часто прокрастинируем так как не верим в себя. Сбегаем от проблем, которые нужно решать и от ответственности. Боимся любить потому что это бывает больно и при этом хотим чтобы любили нас и поклонялись нам. Мы отвлекаемся на второстепенные вещи и развлечения, иногда фантазии и мечты. Бездействуем даже когда творится зло, ищем крайнего.... А потом ждем счастья...
Все это маленькие признаки большой проблемы: растождествления с реальностью. Благополучие не витает в воздухе, как кислород. Блага нужно создавать своими руками.
Реальность беспощадна. Она приходит за всеми нами. Мы сталкиваемся со многими испытаниями и они зависят от того, что ковали мы и предыдущие поколения. Родители умирают, любимые придают, случаются войны, катастрофы, коррупция, несправедливость, ссоры с друзьями. Мы никуда не убежим от реальности. Игнорируя проблемы мы только откладываем их решение и оттягиваем момент столкновения с реальностью, как в детстве закрывая глаза от страха.
Быть иль не быть? Вот в чем вопрос!
Что лучше?
Сносить ли от неистовой судьбы
Удары стрел и камней, – или смело
Вооружиться против моря зла
И в бой вступить? Ведь умереть – уснуть
– Не больше. И сознать, что этим сном
Мы заглушим все муки духа, боли
Телесные? О, это столь желанный
Конец! Да, – умереть – уснуть!
Уснуть? Жить в мире грез, быть может?
Вот Преграда! А какие в мертвом сне
Видения пред духом бестелесным
Проносятся? О, в этом вся причина,
Что скорби долговечны на земле!
А то кому снести бы все насмешки
Судьбы, обиды, произвол тиранов,
Спесь гордецов, отвергнутой любви
Мучения, медлительность законов,
Властей бесстыдство, дерзкое презренье
Ничтожества к страдальцам заслуженным,
Когда бы каждый мог покончить с этим.
Термин «психологические защиты» был впервые введён Фрейдом в 1894 году. Позднее был более детально разработан другими психоаналитиками, в первую очередь Анной Фрейд. На данный момент это понятие, в той или иной форме, вошло в практику большинства психотерапевтов, независимо от направления психологии, которого они придерживаются.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Мировоззрение основа всего. Каждый охотно верит в то, во что ему удобней и выгодней.
— Ты не понимаешь, — ответила она. — Мы ведь жрецы, святая раса. Для низших существ — честь быть нашими рабами.
Я задорно ответил:
— Да, но вы поддерживаете всеми средствами это суеверие среди людей внешнего мира. Это гнусно!
— Все живущее на Барсуме, — убежденно ответила она, — создано для поддержания расы жрецов. Как могли бы мы жить, если бы внешний мир не доставлял нам рабочую силу и пищу? Неужели ты думаешь, что жрец унизился бы для работы?
Сразу начнем с того, что кто-то управляет чужим мировоззрением, а кто-то управляем. Отслеживайте кто, как и с какими целями может влиять на ваше мировоззрение. Это может быть манипулятивное внушение с целью понизить вашу самооценку, чтобы вы легче сломались в другом вопросе (или вопросах). Или внушение ложных идеалов и целей. Мировоззрение общества вообще отдельная тема в политической психологии.
Потеря иллюзий делает нас мудрее, чем нахождение истины.
СЧАСТЬЕ ДРЕВНИХ АЦТЕКОВ
Существует ли счастье? Достижимо ли оно?
Древние ацтеки считали, что земля скользкая и на ней всегда можно поскользнуться. Это значит, что бывают приятные и неприятные моменты в жизни, но с ними нужно уметь справляться. Ацтеки верили, что счастье это баланс между желаниями и совестью, ответственностью за свои поступки перед обществом в котором мы живем.
Они верили, что нужно стараться вести глубокую, осмысленную жизнь. Глубина жизни достигалась на четырёх различных уровнях: характер (это способ взаимодействия с миром), психика (душа), социальная функция (роль в обществе, уважение, друзья, работа, семья), и четвертым пунктом у них было отношение с богом. Для тех, кто не верит в Бога можете подумать о планете. С ней тоже нужно выстраивать отношения. Мы части часть.
Такая жизнь походит на аккуратный танец, в котором опасности мира сознательно обходятся и счастье становится более возможным.
Иметь адекватные желания, не нарушающие прав и свобод других людей, и уметь их удовлетворять — это критерий психологического здоровья личности. Если желания противоречат интересам других людей или достигаются лживыми, безнравственными путями — таких людей называют скользкими, их избегают, наказывают. Своего рода кармическое наказание такой человек получит в социальном фильтре или наказании за свои преступления.
Нравственное разложение общества так же в долгосрочной перспективе ведут к беде, когда всем становится некомфортно, одиноко или опасно. Поэтому люди всегда заботились о духовном, интеллектуальном и культурном развитии общества.
СТОИЦИЗМ
Хороший способ справляться с трудностями развивать в себе беспристрастность, логику и холодный расчет.
Ярким олицетворением стоицизма в кинематографе является капитан Спок.
— Джентльмены, вернувшись за мной, вы, вероятно, потеряли и без того небольшие шансы на спасение. Логичнее было бы оставить меня там.
— Мистер Спок, позвольте мне сказать, что меня тошнит от вашей логики.
— Очень нелогично.
— Враг моего врага — мой друг.
— Это высказывание приписывают арабскому принцу, которого предали и убили собственные подданные.
— Кажется, принцип случайности сработал в нашу пользу.
— В переводе с вулканского — нам повезло.
— Вы ведёте себя вызывающе. Хотите бросить мне вызов?
— Я вас не одобряю. Я не одобряю интеллект без дисциплины. Я не одобряю силу без конструктивной цели.
Базовая книга Массимо Пильюччи « Как быть стоиком».
Самая великая победа – победа над своим негативным мышлением.
Без власти над собой невозможно обрести свободу.
Жалобы не работают как стратегия. У всех нас есть ограниченное время и энергия. Любое время, которое мы проводим жалуясь, вряд ли поможет нам достичь наших целей. И это не сделает нас счастливее.
Исполнение самых сильных наших желаний часто бывает источником величайших наших скорбей.
Существует только один путь к счастью — перестать беспокоиться о вещах, которые не подвластны нашей воле.
Если беды, о которой ты говоришь, можно избежать, то почему ты жалуешься? А если она неизбежна, тем более, какой смысл жаловаться?