Как составить финансовый план для бизнеса. Опыт, байки, лайфхаки
Пролог
В процессе привлечения инвестиций для бизнеса я столкнулся с тем, что каждый инвестор настойчиво желал видеть наш финансовый план. Настолько, что казалось, будто эти планы хоть иногда исполняются. Несмотря на их оптимизм, создавать модели все таки было необходимо.
Среди компаний, от которых мы не привлекли инвестиции, были такие корифеи, как: Ростелеком, Билайн и Тинькофф. Для каждого из них я разрабатывал финансовые модели и отстаивал перед их финансистами.
В этой статье я расскажу о своем опыте и особенностях создания финансовых моделей, также дам советы по их оптимизации. А для тех, кто прочтет статью до конца, у меня есть специальный бонус: подробный чек-лист для эффективного финансового планирования.
Энергичный дядя и Китайцы.
На одном из проектов я работал с владельцем бизнеса по торговле одеждой: дизайнил тут, шил в Китае, продавал на WB. Энергичный дядя, что и говорить 🚀. Я, по привычке, стал рассказывать, что нам нужны два ключевых отчета: прибыли и убытки и движение денег 💵. У него такой привычки не было! Логика проста: деньги есть - все отлично 👍, деньги закончились - горе в семье 🚫.
Долго бодались 🤼♂.
"Представь", говорю, "ты закупил товар на 3 месяца вперед. В отчете по движению денег будет 'минус', так?"
"Так", отвечает он.
"Но ты же не в убытке - товар вот он, на складе! 📦
В следующем месяце, когда закупок не будет, в отчете появится 'плюс'. Так?"
"Так", соглашается он.
"Но ведь не факт, что ты в плюсе, может ты старую коллекцию в минус распродаешь 🏷".
Убедил. Посчитали.
Отказались от каких-то там свитеров 🧶, потому что оказалось, что он пол года их почти в 0 продавал, только кладовщику платил, за то что он их туда-сюда таскает.
Так я много узнал о ленивых кладовщиках, а энергичный дядя о финансах.
Как увеличить прибыль? Нужно больше продавать.
Другой случай.
Считали с одним автосервисом 🚗 их модель. Хотели привлекать инвестиции 💰 и делать сеть. Сидели, думали - как увеличить прибыль?
Ответ пришел как-то сам собой 🤔: оказалось, надо просто больше продавать! Посчитали, и такая модель красивая получилась, что я чуть сам автосервис не открыл 🛠.
Стали думать, вдруг где-то ошибка (чего конечно быть не могло, за кого вы меня принимаете 🧐).
Смотрим на продажи, а они растут чуть ли не в 4 раза за пару лет. Выручка это ТО всякие, и прочие манипуляции с машинами меряется в часах ⏳ и запчастях ⚙. Для этого подъемник нужен - такая приспособа, чтобы машину поднять и под днищем ковыряться: масло сливать, колодки менять, вот это вот все 🛢. А выручка
И вот я его спрашиваю, а сколько же тебе надо часов сделать для такой выручки? Ну собственно что спрашивать, я поделил выручку от услуг на стоимость часа - вышло 4000. Тогда спрашиваю, а сколько у тебя, друг, подъемников? Четыре - отвечает. Я делаю не хитрый расчет 4 подъемника ✖ 24 часа ✖ 30 дней = 2 880. То есть даже если работать круглые сутки (кстати, такое бывает в автосервисах), то можно сделать 3000 часов, но никак не 4000.
Пересчитали. Автосервис я открывать не стал. А парни взяли кредит 💳. Зачем отдавать долю, когда можно в банке привлечься, если в своем бизнесе уверен.
Штуки кончились. Начались Расходы.
Теперь давайте переключимся на более серьезные вопросы. 🧐 Перед нами часть о расходах, и здесь шутить не приходится, особенно когда речь идет о шестизначных суммах! 💸
Когда вы составляете финансовую модель или бюджет на год, так и хочется накрутить продажи. И это правильное желание! Рост продаж — ключевой инструмент для развития вашего бизнеса и увеличения прибыли. 📈 Увы, придется помнить и о расходах.
С ростом продаж важно не забывать и о корреляции расходов. Если продажи удваиваются, то и маркетинговый бюджет, вероятно, тоже вырастет. Иногда даже сильнее, чем продажи, потому что привлечение каждого нового клиента может обойтись вам дороже предыдущего.😭
Поэтому важно учитывать связь между расходами и доходами. С ростом продаж, естественно, увеличивается себестоимость, но и многие другие статьи расходов тоже растут:
Маркетинг 📢;
Зарплаты сотрудникам 👥;
Телефонная связь 📞;
Лицензии на программное обеспечение, такие как CRM или Zoom 💻;
Аренда офиса под новый персонал и затраты на кофе (эти продажники все время пьют кофе!)☕.
Все это следует проверить, когда вы сделали модель. .
Персонал. Человеки.
И все это нужно кому-то продавать. А когда продал - делать.
Вы же помните про историю с подъемниками: это не только про выручку. К сожалению, если у вас 1 специалист обслуживал 5 клиентов, то когда клиентов станет 20, понадобится 4 специалиста. 📊
Вот некоторые лайфхаки, которые я заметил, планируя персонал:
- рост продаж означает - рост количества продажников (отставлю свой кофе в отдельный шкафчик) ☕;
- рост продаж услуг означает - рост количества тех, кто эти услуги оказывает 🛠;
- когда мы рассчитываем сколько нужно персонала, то с определенного момента важно учитывать, что они ходят в отпуска (слабаки) 🌴;
- к слову, если в отделе 12 человек, то 1 из них перманентно в отпуске (просто математика) 📅;
- когда выходит новый человек, ему нужно где-то сидеть и на чем-то работать (хорошо, что сейчас так распространена удаленка) 💻;
- а еще им всем нужен Битрикс, Зум, Офис, антивирус 🖥;
- и еще, если поместить в 1 кабинет больше 10 человек, то они туда могут не поместиться. Даже если кабинет очень большой 🚪.
Клиффхенгер
Для первого раза достаточно. 📜 В этой истории есть еще 5 эпизодов, если хотите о них узнать, то подписывайтесь на мой телеграмм канал 📲, там я сделаю анонс, а на следующей неделе по итогом второй статьи опубликую удобный чеклист ✅. Да и вообще там много полезного: полистайте. 🧐📚
Любой фидбек строго приветствуется!