Потребительский сектор. Х5 или Магнит?

При выборе акций компаний из потребительского сектора важно учитывать несколько ключевых факторов… Разберем на примере Магнита и Х5.

1. Финансовое состояние компании

- Доходы и прибыль: Анализируйте выручку и чистую прибыль компании за последние годы. Важно понимать, растет ли бизнес стабильно или наблюдаются значительные колебания.

Выручка Магнита за 5 лет выросла с 1,3 до 2,5 трлн рублей. Прибыль – с 9,5 до 58 млрд рублей. Х5, выручка: 1,7 – 3,7 трлн, прибыль: 19,5 – 78 млрд. Выручка Х5 растет быстрее, а чистая прибыль – быстрее у Магнита. Но это темпы роста, в абсолютных значениях Х5 все таки впереди.

- Долговая нагрузка: Высокий уровень долга может указывать на финансовые трудности, особенно если компания испытывает сложности с обслуживанием своих обязательств.

У Магнита уровень долговой нагрузки выше.

- Рентабельность: Показатели рентабельности активов (ROA), капитала (ROE) и продаж (ROS) помогут оценить эффективность использования ресурсов компанией. Здесь первенство за Х5. Х5 – 3 из 3.

2. Тенденции рынка и конкуренция

- Положение на рынке: Оценивайте долю компании на рынке, её конкурентную позицию относительно других игроков. Лидеры рынка обычно имеют больше возможностей для роста.

- Конкуренты: Изучайте конкурентов компании, их стратегии и успехи. Если у компании есть уникальные преимущества перед другими игроками, это хороший знак.

- Тренды в отрасли: Обратите внимание на общие тенденции в секторе. Например, рост онлайн-продаж, изменение предпочтений потребителей, новые технологии и т.п.

У обеих компаний наблюдается рост числа магазинов год от года, но у Магнита магазинов – 30 тыс ,а у Х5 – 27 тыс с копейками. Магнит +1.

3. Продуктовая линейка и инновации

- Ассортимент продукции: Разнообразие продуктов и услуг компании говорит о её устойчивости к изменениям спроса. Важно также следить за новинками и обновлениями ассортимента.

- Инновационность: Компании, активно внедряющие инновационные продукты и услуги, часто обладают большим потенциалом для роста.

Думаю, что компании внедряют примерно одни и те же инновации: жесткие дискаунтеры ( типа Чижика) и пытаются в онлайн-торговлю и прочие цифровые бизнесы. Пятерка еще и развивает 5Post. Не знаю есть ли аналог у Магнита.

4. Бренд и репутация

- Известность бренда: Сильные бренды привлекают лояльную аудиторию и обеспечивают стабильный спрос. Известные бренды легче справляются с кризисными ситуациями.

- Репутация: Отслеживайте отзывы клиентов и репутацию компании среди общественности.

5. Дивидендная политика

- Размер дивидендов: Если вы ориентированы на получение дохода от дивидендов, обратите внимание на историю выплат и дивидендную доходность.

- Стратегия распределения прибыли: Некоторые компании предпочитают реинвестировать большую часть прибыли обратно в бизнес, что может говорить о перспективах роста.

Магнит: компания анонсировала дивиденды за 9 мес 2024 года, а потом они передумали их платить. Возможно заплатят по итогам 2024 года, а может опять передумают). В любом случае, событие это не приятное. В 2022 и 2023 году компания вообще дивиденды не платила, хотя у них не было проблем с переездом в РФ.

Х5. Был переезд, теперь можно платить. Нужно только утвердить див политику. Ориентировочно могут заплатить около 550 рублей или 19 процентов дивидендов.

Магнит скорее всего заплатит меньше, в районе 14-15 процентов, если верить прогнозам.

По стабильности дивидендных выплат впереди Магнит. Поэтому можно поставить по 1 баллу.

Х5 – 4, Магнит – 2.

6. Макроэкономические факторы

- Экономическая ситуация: Потребительский сектор сильно зависит от состояния экономики. В периоды экономического спада люди склонны сокращать расходы на товары и услуги.

- Инфляция и процентные ставки: Повышение инфляции и ставок может повлиять на покупательную способность населения и доступность кредитов для бизнеса.

7. Регуляторные риски

- Законодательство и регулирование: Изменения в законодательстве, касающиеся налогов, торговли, экологии и других аспектов, могут оказать влияние на деятельность компании.

- Антимонопольные ограничения: Регулирование конкуренции и возможные антимонопольные расследования могут ограничить возможности компании.

8. Управление и корпоративная культура

- Качество менеджмента: Опыт и компетенции руководства играют важную роль в успехе компании. Исследуйте биографию топ-менеджеров и их достижения.

- Корпоративная культура: Культура внутри компании влияет на мотивацию сотрудников и общую производительность. Положительные примеры включают прозрачность, этичность и ориентацию на долгосрочный успех.

Тут сложно оценивать и сравнивать эти 2 компании.

9. Целевая аудитория и демография

- Портрет потребителя: Понимание целевой аудитории компании поможет вам лучше прогнозировать её будущее развитие. Например, компании, ориентированные на молодую аудиторию, могут быстрее адаптироваться к новым трендам.

- Демографические изменения: Демографический сдвиг может влиять на спрос на продукцию компании. Например, старение населения может привести к росту спроса на определённые категории товаров.

10. Оценочные мультипликаторы

- P/E (цена/прибыль): Соотношение цены акции к чистой прибыли компании.

Можно еще посмотреть на P/S, EV/EBITDA….

По P/E немного дороже Магнит, по P/S – Х5, по EV/EBITDA немного лучше Магнит.

Можно за это отдать 1 балл Магниту.

11. Прогнозы. Прошлый рост.

Х5. С 2018 года акции выросли на 44 процента. Прогнозы +32 процента за 12 месяцев.

Магнит. С 2015 года акции упала на 59 процентов. С 2018 года – минус 13 процентов. Прогнозы +16 процентов.

По прогнозам и росту за прошлые годы лидер – Х5.

💡Итоговый счет:

Х5 – 5, Магнит – 3. Все таки исходя из эффективности и возможности роста, Х5 может быть интереснее. Не является ИИР.

Держу обе компании в портфеле, но приоритет отдаю Х5.

Потребительский сектор. Х5 или Магнит?
Потребительский сектор. Х5 или Магнит?
Начать дискуссию