Оформление и поддержка сотрудников при релокации (весна — лето 2022)
Портрет респондентов
События, начавшиеся в феврале 2022, перевернули жизни многих людей. Айтишники переехали и теперь учат не только языки программирования, но ещё и грузинский с армянским. Не остаются в стороне и компании, которые уходят из РФ и покидают насиженные места.
Для массового переезда у всей IT-сферы есть несколько причин. Как моральных, например, несогласие с политикой страны и страх за своё будущее, так и более приземлённых — влияние санкций. Это нехватка программного обеспечения и техники, ограничение на валютные операции и переводы, и другие притеснения.
Люди, желающие жить и работать в нормальных условиях, вынуждены переехать. Но релокация работников и целых компаний даже в мирные времена — стресс: подготовка кучи документов, переоформление с учётом всех законов, дополнительные расходы и эмоциональная встряска. Массовая релокация IT-сегмента в 2022 году серьёзно озадачила рекрутеров и управленцев, потому что проделать миграционные трюки нужно быстро, и чтоб впоследствии никому не прилетело за это. HR-специалисты и юристы из кожи вон лезут, решая множество вопросов по оформлению сотрудников, документообороту, налогам, местному и российскому законодательству. Непонятно, как всё сделать быстро, красиво и законно.
Мы — исследовательский центр хантингового агентства NEWHR — заинтересовались, кого и как коснулась релокация и насколько велик масштаб изменений. Мы провели анализ рынка и знаем, с какими трудностями столкнулись участники исследования, как они справляются со сложившейся ситуацией и какие сейчас есть тенденции в IT-сфере России.
Наше исследование получилось настолько обширным, что мы разделили его на шесть частей. Для начала разберём общий портрет участников опроса: кто эти люди, в каких компаниях работают, где находятся. Это даст нам полное понимание того, каких сотрудников касается оформление и поддержка при релокации.
Откуда берём данные
Мы опросили 390 человек из собственной базы — это аудитория телеграм-каналов NEWHR и Geekjob. Учитывая количество респондентов, не берёмся говорить за всю страну, а предлагаем рассмотреть полученную выборку как наглядный пример того, что сейчас происходит на рынке информационных технологий.
Портрет аудитории
Наши респонденты — это люди с разным опытом и бэкграундом. Аналитика в большей степени касается мидлов, сеньоров и тимлидов, потому что именно среди этих грейдов больше всего опрошенных — 114, 108 и 89 человек соответственно.
Выводы по джунам (39) и стажёрам (14) сделали гипотетические из-за малого количества представителей этих грейдов в выборке. Топов в опросе также оказалось немного — 26 человек. Но раз и на рынке это редкая позиция, то выводы по грейду считаем значимыми, хоть и говорим о них с осторожностью.
Где работают респонденты
При сборе данных мы обращали внимание на компании, где заняты опрошенные, а также отношениям «компания-сотрудник». Потому что взаимосвязь и её оформление между работодателями и айтишниками нас интересует в первую очередь.
Большинство опрошенных работают в крупных IT-структурах (53%). Четверть респондентов (25%) трудятся в средних компаниях. Остальные работают в небольших компаниях (17%) и стартапах 5%.
То есть наше исследование по большей части касается сотрудников крупных и средних IT-предприятий.
География компаний
Опрошенные сотрудники заняты преимущественно в российских компаниях с филиалами в других странах (19%) и без представительства за границей (46%). Чуть меньше респондентов трудятся в зарубежных компаниях с отделениями в России (20%) и без (15%).
Несмотря на то что большинство специалистов из выборки работают в российских компаниях, у 56% сотрудников есть возможности для релокации. И они шире, чем у 46%, что трудятся на предприятиях, привязанных только к IT-рынку РФ.
Мы сделали выборку по грейдам и соотнесли её с локацией компании. Наблюдается тенденция, что чем выше уровень специалиста, тем меньше у него привязанность к России. Топы чаще трудятся в компаниях, расположенных в двух местах, и редко заняты в чисто зарубежных IT-предприятиях. Они следуют за своими компаниями, туда, где базируется всё руководство.
У мидлов и сеньоров есть варианты. Им легче переместиться в зарубежную компанию, чем топам или тимлидам.
Связь масштаба компании с её локацией
Мы заметили корреляцию между размерами IT-компаний и их местоположением. Крупные структуры чаще других ориентируются на российский рынок и сильнее привязаны к нему. При этом у компаний-гигантов (более 5000 сотрудников) есть разнообразие в географии, а значит, у работников шире возможности для постепенной релокации.
У крупных предприятий с численностью 500—1000 человек меньше гибкости относительно переезда, потому что больше половины таких компаний прочно связаны с Россией.
В стартапах вариативности мало. Молодые компании не настолько велики, чтобы иметь представительства в двух странах, поэтому чаще всего они либо там, либо здесь.
Что дальше
Мы так подробно описали портрет респондентов, чтобы иметь представление о героях исследования, когда будем говорить об оформлении и поддержке переехавших айтишников. В основном это мидлы, сеньоры и тимлиды из средних и крупных российских компаний.
То есть мы теперь представляем, какие люди отвечали на наши вопросы и кого коснулась (или не коснулась) релокация и последующее переоформление. А вот как именно сказался на IT-специалистах России массовый переезд, расскажем в следующих частях исследования:
H: [готовим материал]
R: [готовим материал]
Мы будем обновлять оглавление по мере готовности публикаций.
Чтобы не пропускать наши исследования и статьи, следите за анонсами в канале NEWHR
Много полезного для тех, кто нанимает людей, мы пишем в «Доказательный Рекрутинг»
Если вы находитесь в анонимном поиске работы — приходите на GeekJob
Ещё у нас есть канал с мемами про рекрутинг в IT (конечно же, с котиками) «Рекрутинг и жизнь»
- А видео про рекрутинг, карьеру и зарплаты в IT смотрите на нашем канале в YouTube
Приходите читать, смотреть и комментировать.