Как схему дробления бизнеса сделать законной
Схема дробление бизнеса имеет тонкую грань между законной налоговой схемой и «схематозом».
Как правило, при ее выборе предприниматели допускают ошибки и становятся «находкой» для фискалов.
Законная схема дробления позволяет разделить бизнес процессы на самостоятельные структуры, с применением специальных налоговых режимов. Для того, чтобы схема не была оспоримой, доводим следующий алгоритм действий:
1. Каждый коммерческий субъект должен соответствовать хозяйственным целям
Позаботьтесь о том, чтобы после дробления в каждой структуре прослеживались соответствующие ей функции. К примеру процесс складского хранения отделен от основного производственного и выведен в отдельную коммерческую структуру. Теперь вновь созданная фирма должна иметь своих независимых контрагентов (клининговые компании, перевозчики и пр.), включая штат и руководителя, которые всегда смогут на допросах в налоговой объяснить, что они делают и для чего.
2. Наличие цели дробления у материнской компании
Когда собственник бизнеса имеет четкое видение на его развитие и масштабирование, то это даст ему возможность донести до налоговиков/силовиков цель разделения своего бизнеса на самостоятельные структуры. Соответствие бизнес целей созданных структур общей цели материнской компании, реальное повышение эффективности бизнес-процессов – составят грамотные аргументы налогоплательщика при допросе и участии в судебных процессах по оспариванию вменяемой ему взаимозависимости («аффилированности»).
3. «Разделяйте, не властвуя»
На руководящих должностях каждой из структур должны быть реальные специалисты, принимающие самостоятельные решения. Это даст им возможность погрузившись в рабочие процессы, реализоваться на топовых позициях в компании, а также повысит эффективность самих «рабочих механизмов» всей бизнес-структуры. После такого ни один из Ваших «ставленников» не будет иметь бледный вид на допросах, как это обычно бывает, когда приходится иметь дело не с реальным разделением, а документальным (читай «фиктивным»)
4. Предоставьте каждому из субъектов собственные активы
Обеспечьте каждую из бизнес-структур транспортом, помещениями, персоналом, контрагениами и при необходимости нематериальными активами, включая интеллектуальную собственность (у каждой из компаний свой собственный товарный знак, технология и пр.) Правдоподобность данной картины будет тяжело оспорить, как фискалам, так и суду.
5. Узаконьте взаимоотношения с разобщенными бизнес-структурами
Заключите с каждой из компаний договоры на использование интеллектуальной собственности: бренда, технологии, оргтехники (особенно поможет объяснить факт использования одного IP при отправке отчетности, использовании онлайн банкинга и пр.). Таким образом, Вы выступаете в качестве франчайзи и законного правообладателя на результаты интеллектуальной деятельности, которые в свою очередь передаете в пользование, не теряя при этом своего контроля над общей структурой. Этим Вы подтвердите экономическую целесообразность разделения и законный контроль над своими активами, а не «подконтрольность», которую Вам попытаются вменить налоговики
Вышеприведенные меры дадут Вам неоспоримую защитную позицию и позволят обезопасить свой бизнес от негативных последствий «набегов» фискалов/силовиков. Ну, а самое главное, это один из способов налоговой экономии.
Окружайте себя надежными юристами и партнерами, берегите свой бизнес и идите к поставленным целям.
@FIRST_PERSONS