Масштабирование бизнеса: плюсы и минусы

Нет предела совершенству, и любой предприниматель это понимает. Когда кажется, что все налажено, все приносит прибыль, хочется большего. И правильно хочется. Рано или поздно бизнесу нужно расширяться, масштабироваться. И не важно, в какой сфере. В этой статье поговорим, как понять, что уже пора идти дальше, зачем это нужно и есть ли какие-то негативные стороны у масштабирования.

Масштабирование бизнеса: плюсы и минусы

Зачем надо масштабироваться?

Цель у масштабирования бизнеса одна – увеличение прибыльности и повышение эффективности. А теперь более детально.

  • Это снижает ваши риски в будущем. Один из рисков – это конкуренты. Чем больше у вас точек, тем бОльшую часть рынка вы занимаете и тем легче вам устоять или даже выиграть в конкурентной борьбе. Таким образом, все колебания рынка для вас будут не такими критичными. Второй риск – это кризисы, внезапно повышение цен от тех, с кем вы сотрудничаете, и т.д. В этом случае точки смогут поддерживать друг друга, вы сможете грамотно перераспределять ресурсы.
  • Чем больше ваших точек и чем они эффективнее, тем более интересными и перспективными вы являетесь для инвесторов.
  • С увеличением количества точек можно существенно сэкономить на единых оптовых закупках и других услугах.
  • Ну и в целом это увеличивает узнаваемость бренда. Думаем, не надо объяснять, что это то, что нужно.

Масштабироваться можно как самостоятельно, так и по франшизе, что так же является отличным вариантом увеличения территории своего «влияния».

Что может остановить?

Основное – это страх и неуверенность в успехе. Но любой бизнес сопряжен с определенными рисками. В частности, при масштабировании могут возникнуть финансовые риски, которые в целом нивелируются, если вы вкладываете в развитие деньги, которые получили от прибыли, либо продаете франшизу. Могут возникнуть и сложности с маркетингом, так как вам надо будет привлекать новых клиентов на новом месте. Это может быть сложно при открытии первых точек, дальше, как правило, и бренд уже узнаваем, и у вас опыта больше.

Отдельно стоит сказать о возможности культурных различий, если вы собираетесь открывать точку в субъектах Федерации, там, где развиты свои традиции и имеется свое законодательство.

Но это не негативные стороны масштабирования, а просто моменты, которые обязательно надо учитывать, прорабатывая план развития на новом месте.

Когда надо масштабироваться?

  • Когда бизнес отлично работает, приносит прибыль, созданная экономическая модель здоровая и продуктивная, вы контролируете все процессы и не боитесь непредвиденных ситуаций, так как уверены, что со всем справитесь. В таком случае масштабирование даст вам возможность большего роста, развития, даже если, на первый взгляд, вам кажется, что это делать не обязательно. Поверьте, потом не пожалеете. Самое главное – не торопиться, открывать новую точку только тогда, когда предыдущая начала приносить прибыль. И желательно не вкладывать в это «новые» деньги – лучше масштабироваться за счет полученной прибыли.
  • Если ваш продукт или услуга востребованы, ваших нынешних возможностей (специалисты, товар и другие ресурсы) не хватает, чтобы вовремя успевать всех обслужить. Это будет очень приятный сценарий.
  • Когда при анализе рынка в целом и своей ниши в частности вы видите, что появляется свободное место, когда вы замечаете слабости конкурентов и понимаете, что легко сможете их вытеснить. Тогда вы и расширите географию присутствия, и займете бОльшую часть рынка.

Многие боятся пробовать что-то новое, развиваться, в частности масштабироваться, в кризисное время. И на самом деле зря. Если вы уверены в своем бизнесе во всех смыслах (и с точки зрения внутренних процессов, и с точки зрения качественного предоставляемого сервиса), то кризисное время вам не просто не помешает расширяться, но и вы получите два преимущества.

Во-первых, кризис влияет как на ваших конкурентов, так и на клиентов. Так, конкуренты могут прогореть, не выдержать изменившихся условий, и тогда их клиенты могут перейти либо просто потому, что вы занимаете бОльшую часть рынка, либо, что более вероятно, если вы предложите им не просто лучшее качество, но и более приятные цены. Не забывайте, что клиентов кризис тоже коснулся, и в каких-то позициях они просто перестанут приобретать то, что не могут себе позволить. И здесь надо под них подстроиться, быть гибкими.

Во-вторых, и не для всех это очевидно, но масштабироваться в кризис может быть выгоднее. Дешевле можно арендовать помещение (спрос на него ниже), осуществлять закупки, и кроме того, меньше шансов, что сотрудники уволятся или будут работать некачественно – все понимают, что в кризис надо сплотиться и делать все возможное, чтобы «выжить».

Масштабирование бизнеса: плюсы и минусы

Масштабирование «Инь-Янь»

Мы давно уже не стоим на месте и активно распространяемся по территории России и не только. Мы открываем точки самостоятельно и активно продаем франшизы. Только за июнь мы открыли 4 новые точки, и в июле готовятся к открытию еще несколько. И самое приятное, что некоторые наши франчайзи-партнеры уже сами открывают новые точки.

Таким образом мы занимаем достойное место на рынке доставки готовой еды, более узко – на рынке доставки суши и пиццы. Наш бренд уже узнаваем, в наших новых точках со дня открытия – большой наплыв покупателей (иногда даже больше, чем мы ожидали), и нам порой сложно справляться. Это доказывает, что мы все делаем правильно.

Наши финансовые, человеческие, маркетинговые ресурсы дают нам возможность масштабироваться до бесконечности (примерно как Wildberries), наша цель – открывать в каждом городе 1 филиал на каждые 20 тысяч жителей, при этом акцент мы делаем на развитие в регионах. И мы справляемся, потому что все действия отлажены, все наши процессы сразу переносятся на новые точки, все сразу подключаются к единому оптовому поставщику. Кроме того, на случай кризиса у нас есть финансовая подушка, которая позволит помочь любой точке остаться на плаву. Мы не боимся расширяться, умеем это делать и хотим, чтобы качественного сервиса в России было как можно больше.

Чтобы с нами еще лучше познакомиться, посмотреть, как мы развиваемся, читайте телеграмм-канал основателя компании Максима Дубровина и становитесь частью команды!

Начать дискуссию