Автоматизация работы менеджеров по продажам — оно вам надо?

Автоматизация работы менеджеров по продажам — оно вам надо?

Сейчас со всех сторон слышно об автоматизации бизнес-процессов. И где-то это действительно позволяет масштабировать бизнес, а где-то только увеличивает хаос внутри системы. Разберём вред и пользу автоматизации на примере отделов продаж в крупных торговых домах.

Автоматизация — это дорого

Дорого относительно чего? Если смотреть на автоматизацию как на дополнительную статью расходов, которой раньше у вас не было, то да, согласен. Но если понимать, что это не пустые траты, а инвестиции, которые быстро окупятся и начнут генерировать прибыль, то вроде уже и не дорого, правда?

Представьте менеджера по продажам в крупном торговом доме. Изо дня в день он получает десятки спецификаций, по каждой из которых нужно произвести расчёт и сопоставить перечень товаров с собственной базой. А если он получил спецификацию в виде нередактируемого файла, например, фотографию, то ему надо ещё вручную перенести информацию в текстовый файл. В среднем на это уходит около 3-х часов. Получается, что за 1 рабочий день менеджер может обработать около 3 заявок.

Что происходит, когда мы внедряем автоматизацию? Менеджер принимает заявку, подгружает в специальную программу полученный файл в любом формате и через пару минут получает готовое коммерческое предложение. С такой автоматизацией за день он обработает порядка 200 заявок. Представляете, как такое повышение производительности скажется на прибыли компании?

Автоматизация работы менеджеров по продажам — оно вам надо?

Конечно, есть ряд случаев, когда автоматизация будет невыгодна. Например, если:

  • бизнес на стадии запуска;
  • у компании небольшой оборот (до 1 млн руб.);
  • в компании не выстроены бизнес-процессы, постоянно что-то меняется.

Прежде чем внедрять автоматические решения в свой бизнес, стоит просчитать окупаемость этого мероприятия.

Автоматизация внедряется сложно и долго

В этом есть доля правды. Особенно, если в бизнесе уже налажены свои внутренние системы, в которые нужно интегрировать новое решение. Но вас не должно это пугать, если хлопоты по установке нового сервиса берёт на себя подрядчик.

Приведу пример из практики. Когда мы внедряли свой сервис в компанию «Тех-Креп», возникла проблема с тем, что в базе хранились дубли информации о продукции: разные данные по маркировке, фасовке, цене (опт/розница) и множество других несоответствий. Всё это мешало внедрению автоматизации.

Мы с командой начали с упорядочивания этого хаоса в базе данных. Распределили, кто в какой части наводит порядок, чтобы привести всю информацию к единому виду. А когда разобрались с общей структурой базы данных, занялись формированием карточек товаров: внесли в них как общие свойства, так и детали каждой товарной единицы. Работали над улучшением системы, пока выдача результатов поиска не стала совпадать с запросом менеджера на 90 %. После перешли уже к тонкой настройке и продолжили улучшать показатели. То есть все проблемы, которые проявились в процессе установки сервиса, — мы взяли на себя.

По опыту нашей компании могу сказать, что внедрение автоматизации занимает от одного до трёх месяцев. Срок зависит от того, насколько обширна база данных у клиента. Если речь идёт о базе в несколько тысяч товаров, то можно настроить сервис даже за 2–3 недели. Если база составляет порядка 100.000 позиций, то примерный срок установки — 2–3 месяца.

Необходимо ещё на этапе выбора подрядчиков выяснить:

  • как много времени потребуется на внедрение нового сервиса, и как процесс установки повлияет на работу бизнеса в этот период;
  • с каким программным обеспечением сервис совместим, а где потребуется доработка для интеграции;
  • берёт ли подрядчик на себя все заботы по интеграции сервиса.

После автоматизации придётся снова обучать сотрудников

Всё зависит от того, насколько сложные программы вы хотите внедрить. Да, иногда сотрудникам трудно привыкнуть к новым инструментам. Чтобы смягчить процесс перехода на «новые рельсы» и избежать больших издержек, заранее уточните, предоставляет ли компания, внедряющая автоматизацию, обучение сотрудников? Или может, у них предусмотрены подробные инструкции и видеоуроки? К тому же стоит обратить внимание на сам интерфейс нового сервиса — насколько он прост для понимания неподготовленному пользователю.

Рассмотрим, как взаимодействует пользователь с программой Checkadvisor. Менеджер открывает сервис и выбирает «Загрузить файл» со спецификацией или «Набрать вручную». После программа автоматически составляет список товаров, который при необходимости можно подкорректировать. Далее нажимается кнопка «Создать КП», и всё готово. С подобным алгоритмом быстро освоится любой сотрудник.

Пример работы платформы "Checkadvisor" с автоматическим экономическим расчетом товаров по собственной базе (на примере Торгового Дома Лайта) и с возможностью формирования Коммерческого предложения: 
Пример работы платформы "Checkadvisor" с автоматическим экономическим расчетом товаров по собственной базе (на примере Торгового Дома Лайта) и с возможностью формирования Коммерческого предложения: 
Автоматизация работы менеджеров по продажам — оно вам надо?
Автоматизация работы менеджеров по продажам — оно вам надо?

После завершения установки программы наши сотрудники показывают менеджерам, как эффективно пользоваться сервисом. Техническая поддержка остаётся и после того, как мы завершили активную фазу работы.

Чтобы адаптация сотрудников к новой программе прошла быстро и эффективно, стоит выбирать решения с интуитивно понятным интерфейсом, а также заранее узнавать у подрядчика, предоставляет ли он обучающие материалы.

Автоматизация может нарушить безопасность данных

Чтобы автоматизация убирала существующие проблемы, а не создавала новые, стоит заранее выяснить, какие меры по защите данных реализованы в сервисе.

Надежную защиту данных гарантируют:

  • шифрование с использованием передовых методов шифрования (например, AES-256);
  • строгая политика контроля доступа с многофакторной аутентификацией и регулярными аудитами;
  • использование систем защиты от вторжений IDS/IPS и DDoS-атак;
  • регулярные аудиты и тесты на проникновение (penetration testing) для выявления и устранения уязвимостей;
  • автоматическое ежедневное резервное копирование всех данных;
  • хранение данных в защищённых облачных хранилищах (что позволяет быстро восстановить информацию в случае необходимости);
  • сегментация данных для минимизации рисков утечки информации (данные клиентов должны храниться изолированно друг от друга);
  • наличие рабочего плана восстановления после сбоев;
  • документация всех процессов и процедур, что позволяет предоставить необходимую отчётность регулирующим органам;
  • соответствие GDPR и локальным законам;
  • регулярные внутренние и внешние аудиты на соответствие законодательству.

Стоит также обратить внимание на меры защиты от разработчиков самого сервиса, который вы хотите внедрить в свою компанию. Например, мы в Checkadvisor предлагаем клиентам развернуть программу на сервере их компании или на отдельном сервере, ключи и пароль от которого передаём клиенту, и он сам меняет их.

Если вы плохо разбираетесь в кибербезопасности, есть смысл обратиться за консультацией к стороннему специалисту, чтобы он помог оценить надёжность компании, предоставляющей сервис автоматизации.

Автоматизация — это действительно то, что улучшит мой бизнес?

Выше мы говорили о ситуациях, когда автоматизация невыгодна для бизнеса: слишком ранняя стадия развития проекта, невыстроенные процессы или маленький оборот.

В остальных случаях автоматизация — это:

1. Снижение затрат на зарплаты и другие связанные с этим расходы.

2. Уменьшение количества ошибок из-за человеческого фактора.

3. Увеличенная скорость выполнения задач.

4. Повышение производительности за счёт работы программ 24/7, без перерывов и выходных.

5. Улучшение качества продуктов и услуг за счёт строгого соблюдения стандартов.

6. Мгновенная обработка запросов клиентов, что улучшает качество обслуживания.

7. Больше возможностей для аналитики и отчётности.

Все эти плюсы подтверждают люди, которые уже усилили свой бизнес, внедрив в него сервисы для автоматизации.

«Мы давно искали решение для автоматической обработки входящих запросов пользователей, ведь этот процесс отнимает колоссальное количество времени у наших сотрудников. Это потраченные часы и дни на ручные расчеты заявок, сопоставление товаров по базе, поиск аналогов, согласование цен и наличия на наших складах в разных городах. Загрузка менеджеров росла, как моральная, так и физическая, что приводило к быстрому снижению работоспособности и увеличению времени ответа клиенту. Самое неприятное в этой ситуации то, что в 80 % случаев клиенты не покупают товар! Проведя тщательное исследование существующих решений на российском рынке, остановились на платформе Checkadvisor, которая отвечает нашим запросам по плану разработки В2В-портала с возможностью развития и масштабирования на годы вперед».

Ивакин Тихон, начальник отдела веб-проектов компании ООО «Технолайт»

Чтобы обсудить нюансы внедрения автоматизации в ваш отдел продаж, оставьте ваши контактные данные на сайте. Расскажем и покажем на примере реальных кейсов, как Checkadvisor может повысить эффективность вашего бизнеса.

Мой контакт: Никита Янковой , автор и руководитель проекта +79039691468

22
Начать дискуссию