SWOT-анализ: 10 типовых ошибок и как их избежать. Ошибка 1

SWOT-анализ — один из самых известных методов стратегического анализа, который широко применяется, в том числе и в цифровом бизнесе. Подтверждением тому служит то, что на vc.ru опубликовано более 450 статей на эту тему. Связано это с тем, что методология и методика анализа внешне просты. Тем не менее зачастую на практике

на выходе получается каша из случайно подобранных выводов и факторов, из-за чего предложения на их основе становятся ненадежными и легковесными.

Дженстер П., Анализ сильных и слабых сторон компании. — М. : Вильямс, 2003

Естественно, это приводит к некорректным выводам. Как показывает опыт автора, причиной тому служат типовые ошибки методологического и методического характера. Рассмотрим эти ошибки. Для удобства чтения публикация разбита на 10 частей.

ОШИБКА 1. ОБЪЕКТЫ SWOT-АНАЛИЗА И ЕГО ГРАНИЦЫ
Объектами SWOT-анализа могут быть компания, ее подразделение, функция, отдельный продукт, исполнитель. Методология от этого не меняется. Однако изменяются границы объекта анализа. Например, если объектом является компания, то внешними факторами по отношению к нему могут быть политика,
экономика, социум, технология, поставщики, покупатели, конкуренты, товары-заменители и пр. Внутренняя среда характеризуется ресурсами, реализованной технологией производства, бизнес-процессами различного уровня, корпоративной культурой, целями, способностями персонала и т. д. На рисунке 1. приведена условная схема компании. Цифрами 1 и 2 внешняя и внутренняя среда.

Рисунок 1. Компания и ее внешняя среда 
Рисунок 1. Компания и ее внешняя среда 

Если же объектом является структурное подразделение компании, то его границы, внешняя и внутренняя среда меняются. Эта ситуация показана на рисунке 2. Внешними по отношению к объекту выступают смежные подразделения и должностные лица, система управления, корпоративная культура, цели, стратегии компании и т. д.

Рисунок 2. Подразделение и ее внутренняя среда 
Рисунок 2. Подразделение и ее внутренняя среда 

Макросреда, рынок и рыночные факторы, бесспорно, также влияют, но косвенно, и проявляется это в основном через уже перечисленные факторы. Внутренняя среда структурного подразделения включает ресурсы, технологию, бизнес-процессы, куль-туру, цели, стратегии. Например, для отдела продаж внешними факторами являются рынок, рыночная среда и другие факторы макросреды и отрасли, а также смежные службы, их финансовое состояние, система управления и даже руководство компании.

На практике часто анализ проводится по отношению к подразделению, но исследователи оперируют факторами макросреды и отрасли и не принимают во внимание факторы, приближенные к объекту. Например, Вы начинаете стартап. В этом случае к сильным сторонам следует относить сильные стороны "стартаперов", разрабатываемого продукта, обладаемые ресурсы. Но компания, которая решилась на этот стартап, по отношению к нему уже внешний фактор. Пусть Гендир компании благоволит этому стартапу, но это уже внешний благоприятный фактор, но не сильная сторона стартапа.

Другие статьи про SWOT смотрите у меня на сайте по ссылке SWOT

Начать дискуссию