Мотивация к учебе: что побуждает людей покупать все новые онлайн курсы по обучению ИТ
Популярность дополнительного онлайн-образования растет с каждым годом. Артем Довгопол, CEO IT-компании Toimi — о том, что заставляет людей покупать все новые ИТ-курсы и насколько это оправдано.
В 2021 году онлайн-обучение прошли 18 млн человек. Данных по 2022 пока нет, но весной онлайн- и офлайн-школы отметили рекордный скачок спроса на курсы по IT-специальностям — как минимум на 30%. Благодаря широкому предложению и своей доступности образование прекратилось в популярный массовый продукт.
Путь к мечте
Популярность онлайн-образования связана с несколькими факторами. Во-первых, это повсеместная трансляция образа успешного человека и тренд на сверхпродуктивность. Люди тревожатся, что делают недостаточно для достижения уровня жизни, который видят в медиа — и это делает их легким объектом для рекламы образовательных курсов, открывающих, казалось бы, легкий путь к успеху.
Особенно это касается ИТ-профессий. Айтишники стали практически привилегированной категорией: за них идет жесткая конкуренция среди работодателей, зарплаты растут с каждым годом, а специфика деятельности позволяет работать из любой точки мира. В условиях кризиса и ухода из России ряда международных компаний ИТ кажется наиболее надежной профессией, которая выручит их в ситуации нестабильности. Этим во многом объясняется бум спроса на ИТ-курсы в прошлом году. Так, за первые шесть месяцев 2022 года около 100 тысяч россиян изменили в своем резюме профессиональную область на ИТ.
Кажущаяся доступность
Второй фактор популярности ИТ-образования — агрессивный маркетинг. Реклама онлайн-курсов позиционирует карьеру в информационных технологиях как очень доступную: достаточно купить курс и потратить несколько месяцев на обучение, чтобы «стать востребованным специалистом и зарабатывать от 150 тысяч в месяц».
Само обучение демонстрируется как интересный процесс, построенный на высоких технологиях и включающий в себя «доступ к телу» именитых спикеров. О том, что любое образование — это в первую очередь рутинное изучение теории и многочасовые тренировки навыков, разумеется, не упоминается. Более того: спикеры чаще всего принимают участие лишь в разработке курса и записи видеолекций, а студентам приходится взаимодействовать с линейными преподавателями.
Третья причина — кажущаяся доступность образования и профессионального роста. В отличие от академической системы, студентам не нужно сдавать вступительные экзамены и сессии, им не ставят дедлайны и, как правило, не отчисляют, а учиться можно по удобному для себя графику. Достаточно просто внести оплату за курс.
Сложности карьеры
Тут мы подходим к четвертой причине — люди плохо представляют, как устроен рынок труда в ИТ. На сайтах онлайн-школ карьерный трек нарисован очень простым: через полгода обучения можно найти первую работу, спустя год достичь уровня миддла, а уже через 2-3 — стать синьором.
Например, крупные платформы онлайн-образования со ссылкой на HeadHunter утверждают, что разработчик Python с первых дней сможет получать от 70 до 140 тысяч рублей, а через пару лет — 190-250 тысяч.
Но чтобы стать джуном, недостаточно окончить курс. Начинающие специалисты сейчас не так востребованы, поэтому выпускнику, скорее всего, придется устраиваться на позицию стажера или «джуниора минус» с минимальным окладом, браться за любые проекты без оплаты ради портфолио. Если посмотреть на ту же позицию стажера Python на Хабр.Карьера, медианная зарплата здесь — 52 тысячи рублей. У джуниора выше: 74 тысячи по стране, 62 в регионах — но без опыта занять позицию джуна можно не всегда.
Да, школы говорят, что занимаются трудоустройством студентов. Они действительно помогают составить резюме, подготовиться к собеседованию, подбирают вакансии — но заставить работодателя взять человека они не могут. И даже если компания соглашается рассмотреть кандидатов без опыта, они часто «отваливаются» на этапе технического собеседования из-за нехватки реальных знаний и навыков.
Терпение и труд
Наконец, дорасти до уровня миддла за один год с нуля практически невозможно. До синьора за 2-3 года — тем более. Даже если в вакансии указано «синьор с опытом от 3х лет», обычно это подразумевает время разработки на конкретном языке или в конкретной области. Чтобы действительно стать специалистом высшего уровня, нужен многолетний опыт программирования, создания кода, поиска багов, взаимодействия с командой и многого другого.
Профессиональный рост в ИТ требует большого труда: приходится постоянно развиваться, много работать, брать разнородные проекты. Трудоустроиться без опыта возможно, хотя и сложно — но при условии, что кандидат действительно хорошо разбирается в своей области. А для этого недостаточно пройти все уроки на платформе: нужно уделять учебе все свободное время и активно заниматься самообразованием.
В погоне за результатом
Если у человека нет реального интереса к программированию, по-настоящему погрузиться в учебу у него вряд ли получится. По сути, люди гонятся за результатом — картинкой успешной жизни, которую рисуют им медиа. О том, что скрывается за этой картинкой: ежедневная сложная работа с кодом, много лет образования, труда и карьерного роста — мало кто задумывается.
Как следствие, многие студенты разочаровываются в профессии по принципу «это не мое», или решают, что сейчас не лучшее время для обучения чему-то новому. Огромное число клиентов онлайн-школ не доходят до конца курса, а выпускники часто так и не начинают работать в новой сфере. Но спустя время они могут вновь попасться на удочку рекламы новой профессии.
Поэтому так важны инициативы ИТ-компаний по просвещению аудитории: дни открытых дверей, стажировочные программы, публикации в медиа, где они рассказывают, как устроен рынок труда, как выбирают кандидатов, и что нужно уметь, чтобы устроиться на ту или иную должность. Это позволяет людям осознанно подходить к покупке онлайн-курсов, а самим компаниям — получать более подготовленных кандидатов.