Инновации в автошколах

Смертность на российских дорогах в результате ДТП к 2024 году необходимо сократить в 3,5 раза от уровня 2017 — то есть не превышать 4 погибших на 100 тысяч населения. К 2030 этот показатель и вовсе должен устремиться к нулевой отметке.

Владимир Путин, 07.05.2018.

В 2022 году в России снизилось количество ДТП. В отчете Научного Центра БДД МВД России пишут: «Зарегистрировано 91 255 (-6,1%) дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли или оказались ранены люди. В ДТП погибли 10 078 (-4,8%) и получили ранения 115 139 (-6,3%) человек».

Статистика показывает, что выдвинутые Владимиром Путиным задачи по сокращению ДТП медленно, но решались. Тем не менее дальше показатели аварий увеличились.

Аварийность на дорогах и число погибших с начала года выросли на 3%, следует из статистики Госавтоинспекции. Проблема наблюдается в 45 регионах России, причем в некоторых аварийность выросла в 1,5–2 раза.

Прежде чем стать водителем и выехать на городские дороги, человеку предстоит посетить автошколу. Освоить ПДД и вождение – база, которую обязан знать и уметь каждый водитель транспорта. Однако число аварий снижается медленнее, чем планировалось в 2018 году, а за 5 лет показатели и вовсе выросли. Для того чтобы решить проблему, недостаточно изменять правила дорожного движения и ситуации на дорогах. Предстоит разобраться в проблемах раннего этапа вождения – подготовке к получению прав в автошколе.

Инновации в автошколах

Недостатки автошкол.

  • Подготовка к сдаче экзамена ГИБДД. Для автошколы приоритет стоит в количестве выпускников, а не знания, что усвоил юный водитель. За качество и усвоение людьми знаний – денег не заплатят. По итогу новичок не понимает устройство машины, не знает ситуаций, не затронутых на лекциях и практике. Вместо того чтобы уметь спрогнозировать дорожную ситуацию и учесть риски – водитель умеет сдавать экзамен в ГИБДД и решать тесты на правила дорожного движения.
  • Мало практики. На теоретическую часть отводится 130 часов, тогда как на практическую — 56 часов: 18 часов на автодроме и 38 часов в городе. Погодные условия не зависят от желания водителя – часть ситуаций не испытать на практике. А вот научить юных водителей прогнозировать возможные трудности на дорогах можно.
  • Нет должной подготовки инструкторов по вождению. Получите лицензию, но не завоюете любовь и уважение студентов. В разговорах об учёбе в автошколе неоднократно обсуждается грубость и вспыльчивость инструкторов, что объясняется «профессиональным неврозом».
  • Нет единой стратегии проведения практического занятия. Помимо отработки упражнений для сдачи экзамена в ГИБДД, у дополнительных навыков и знаний при вождении транспорта нет четкой схемы. Как преподносить информацию и каким образом учить — выбирается инструктором. Решающим фактором становится подход инструктора в отдельности, а не учёт особенностей учеников. К кому попадёшь – так и научишься.
  • Изменение сдачи экзаменов ГИБДД происходят ежегодно, однако детали не отражаются на качестве полученных знаний. В проекте ввели аннулирование результатов комиссией, допуск третьего лица на экзамен, допуск к учебе несовершеннолетних. Часть нововведений касается тщательного отбора экзаменуемых, но никак не влияет на сам процесс учебы. Водитель от присутствия второго пассажира в машине или изменения бальной шкалы – не станет лучше чувствовать машину, прогнозировать ситуацию. К изменениям сдачи экзамена ГИБДД адаптируются, но проблема в качестве усвоения знаний остаётся.
  • Нет автомобилей с новыми устройствами и двигателями, уроки проводятся на устаревших моделях. Технический прогресс не стоит на месте, устройство машины постоянно изменяется. Запланированные уроки отменяются из-за неполадок и экстренного ремонта машины. Нет смысла покупать машину, если отремонтировать двадцатилетнюю модель. По итогу базовые механики остаются, а вот другие детали усваиваются на ходу в непривычных условиях. Заканчивая автошколу, водители не чувствуют уверенности, не чувствуют машину. Выходит так, что машина управляет человеком, а не человек машиной.
Инновации в автошколах

Нововведения

Учебному плану в автошколах требуется основательная перестройка. В нынешнее время поступило много изменений в правилах получения водительского удостоверения. Однако изменения по-прежнему касаются поверхностных аспектов, но не методик преподавания. Также по-прежнему не введена регулярная проверка автошкол на соответствие правилам. Проверка сотрудниками ГИБДД совершается при открытии автошколы и спустя пять лет по истечению договора.

  • Аннулирование результатов. Окончательное решение об экзамене принимает комиссия в составе трех человек. Каждый из членов комиссии при желании волен подать заявку на обжалование результатов.
  • Время проведения экзамена ГИБДД. Экзамен длится 30 минут. В поправках экзаменатору разрешается завершить экзамен раньше, если кандидат на получение прав легко справляется, а также продлить.
  • Изучение правил. Расширен список тем для изучения: правила перевозки детей, оформление ДТП без инспекторов ГИБДД, безопасность пользователей моноколёс, гироскутеров, электросамокатов и т. д.
  • Автомагистрали. Раньше учиться вождению на автомагистралях было запрещено правилами дорожного движения в целях безопасности. Однако ГИБДД пришли к выводу, что важно заранее адаптировать новичков к таким условиям движения. Из-за того, что не в каждом городе доступен выезд на автомагистраль, практика будет проводиться выборочно, а также без экзаменации.
  • Третий – не лишний. Чтобы исключить варианты коррупции, несправедливого выставления баллов и разрешить возможные спорные варианты при итогах экзамена ГИБДД помимо инструктора допускается присутствие третьего человека в лице другого обучающегося, сотрудника автошколы или представителя других учреждений.
  • Отмена закрытых площадок. На экзамене вводится отмена этапа «площадок»: экзаменуемым требуется показать навыки управления транспортом на дороге в естественных условиях. Площадки не показатель умений вождения, так как на дорогах ситуация постоянно изменяется и важно умение быстро ориентироваться.
  • Изменения по длительности учебы. Часы отведенные на освоение теории и практики уменьшены с 188-190 часов до 144-146 часов. Кому требуется больше времени расширят подготовку и доберут нужное количество часов.
  • Доступ к учебе несовершеннолетним. Сдать экзамен в ГИБДД на получение прав можно и с 16 лет, однако раньше наступления совершеннолетия садиться за руль запрещается. При этом допускают нахождение несовершеннолетней личности за рулем при сопровождении опытного водителя с правами категорий B, B1.
  • Проверка новых навыков. Вводятся 8 упражнений, которые помогут улучшить навык управления машиной. Примеры упражнений: «Движение по габаритному коридору передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо или налево» и «Постановка транспортного средства на парковочное место параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом». Упражнения не обязательны при учебе, в ГИБДД так же сдавать не требуется.
  • Изменение балльной шкалы. Уменьшено допустимое количество баллов за ошибки на экзамене с 17 до 15. В балльную шкалу помимо 1, 3 и 5 баллов добавили баллы категории «2». При совершении грубой ошибки на 5 баллов студент будет отстранен от экзамена.
Инновации в автошколах

Вводимые изменения улучшат ситуацию с коррупцией и повысят навыки водителей-выпускников. Но вот будут ли правила исполняться и улучшится ли ситуация на дорогах — отдельный вопрос.

Дополнительные инновации, которые помогут улучшить качество учёбы.

Разобраться в многочисленных тонкостях и нюансах ПДД – утомительная задача, требующая большого количества времени и сил: водители путаются, при отличии разделительной зоны от разделительной полосы, забываются правила использование ПТФ.

Выученные правила и полученные права не гарантируют уверенности при выезде на дороги без сопровождающего: неопытный водитель впервые остается один на один с машиной в городской среде. Выпускники автошкол отмечают, что в начале понимали психологическую неподготовленность к дорогам. Первый стресс ожидает, когда ученик остаётся в машине наедине с экзаменатором, который не станет подсказывать что и как делать. Каждая ошибка фиксируется инспектором и снижает шанс на сдачу экзамена ГИБДД. Чем больше штрафных баллов набирается, тем сильнее вырастает нервное напряжение водителя. Так же происходит и на дорогах, когда экзамены позади, права в кармане, а навигатор подскажет нужный маршрут, но не вспомнит правила.

AR и VR технологии.

3D-технологии к 2023 году стали востребованы как в России, так и в других странах. 3D-модели применяются не только в шоу-бизнесе или киноэкранах, но и других отраслях. Смоделировать на цифровом экране объект или ситуацию, усвоить правила и не подвергать риску жизни людей. Виртуальная и дополненная реальности облегчат изучение теории, а так же психологически подготовят новичка к роли водителя.

Инновации в автошколах
  • Моделирование рисковых ситуаций улучшит понимание правил и морально подготовит к решению сложных задач на дороге. Неправильные действия и случайные аварии не станут угрозой для жизни, но психологически закрепят информацию об ошибках.
  • AR и VR позволят отточить навыки, не выходя из дома. Теория гармонично закрепляется практикой в подходящее время, без необходимости после работы спешить в автошколу. Захотелось отработать полученные на уроке знания, не хватило времени практики для закрепления знаний – можете самостоятельно позаниматься.
  • Визуализация и вызов эмоций на жизненные события улучшают закрепление информации и облегчают запоминания деталей. Мозг устроен так, что лучше запоминаются эмоционально окрашенные события. Вызубрите за ночь до экзамена билеты, но позже информация вылетит из памяти без подкрепления эмоциями. Можно прочитать о совершении ошибки и риске попасть в аварию, а можно самому совершить ошибку и попасть в аварию. Второй случай подразумевает вызов эмоций, который не даст в дальнейшем улететь в кювет.
  • Экономически выгодное решение. AR и VR технологии помогают привлечь клиентов автошколе, что повысит доход предприятия быстро компенсировав затраты. Обучающиеся же смогут нагляднее видеть собственные ошибки, быстрее учиться и безопасно выходить на дороги.
  • Повышает безопасность водителей на занятиях. Сидя за столом перед искусственно смоделированной ситуацией нельзя получить травм и ранений, а вот на психологическом опыте убедиться в правильности собственных решений — можно.

Пандемия COVID-19 ускорила развитие технологий в образовательной среде, чтобы процесс не приостанавливался во время карантина, а проходил дистанционно и без потери качества занятий. Хотя коронавирус остался позади, тем не менее ситуация показала отсутствие подготовки к дистанционным занятиям, проведению мероприятий и количества доступных методов учёбы.

Инновации в автошколах

В России растёт число компаний, что разрабатывают AR и VR технологии, а вместе с тем расширяется и область использования дополненной и виртуальной реальности. На официальном сайте компании Easytekaпубликуют статьи, связанные с применением технологий AR, не обходя стороной сферу транспорта. Список затронутых тем начинается от применения AR в промышленности, до создания приложений для детей, чтобы повысить мотивацию к учёбе и исследованию окружающего мира. Вспомните год выхода игры «Pokemon GO» с применением дополненной реальности: дети и подростков стали чаще выходить на улицу и наматывать километры шагов. И игра увлекает, и физическая активность подтягивается.

Тренажёры и новые подходы к преподаванию

Меловая доска и указка не помогают в освоении знаний: зачитывание лекции утомляет слушателей, а однотипность информации и отсутствие цветов тормозят усвоение знаний учеником. VR и AR по России недостаточно распространены, потребуется время, чтобы технологии виртуальной и дополненной реальности смогли надёжно укрепиться на российском рынке.

Инновации в автошколах

Тем не менее улучшится учебный процесс с помощью цифровых технологий. Компьютеры, проективные доски, игровые программы и режимы, фотографии и видео – способы не только вовлечь обучающегося в процесс учебы, но и закреплять знания. Использование цифровых изображений вызовет больше интереса к предмету, а распределение цветов на схемах поможет уложить в голове информацию. Когда человек забывает название предмета, то легко опишет свойства, вкус, форму или цветовую палитру. Наблюдение за живыми действиями и красочными объектами на экране, пробовать делать самому – привлекает внимание ученика, в отличие от монотонной лекции и заучивания конспектов.

Развитие технологий ведёт к развитию и улучшению качества других сфер жизни. Компьютерный прогресс создаёт инструменты для применения в медицине, образовании, экономике, промышленности, развлечениях и рекламе. Этими темами список не ограничивается. Однако изобретая новые инструменты, важно не забывать модернизировать старые.

11
Начать дискуссию