📕НАЦИОНАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРИНЦИПЫ ИСЧЕРПАНИЯ ПРАВ НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК
Чаще и чаще поднимается вопрос о законности использования товарного знака на сайтах интернет-магазинов и всё чаще прилетают претензии от правообладателей.
Что надо знать?
Правообладатель не может препятствовать использованию товарного знака применительно к тем же товарам, которые были введены в гражданский оборот им самим либо с его согласия.н
Национальный принцип исчерпания прав — применяем, если импортируем товар из стран, за исключением стран ЕАЭС.
«ст. 1487 ГК РФ — не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия»
Региональный принцип исчерпания прав — применяем при импорте товаров из стран ЕАЭС
“п. 16 Приложения № 26 к Договору о ЕАЭС (Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности) не является нарушением исключительного права на товарный знак в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот на территории любого из государств-членов непосредственно правообладателем товарного знака или другими лицами с его согласия.”
Таким образом, размещение к продаже на интернет-сайте оригинальных товаров, ввезенных правообладателем или с его согласия является правомерным, ведь вы продаете под товарным знаком оригинальные товары, товары производителя-правообладателя.
Вместе с тем, следует учитывать, что размещение на сайте товарного знака не должно вводить потребителей в заблуждение и не должно даже создавать угрозы введения в заблуждение относительно владельца товарного знака.
Чем защитить себя в случае претензии?
У вас должны быть документы, которые подтвердят цепочку поставки от производителя-правообладателя к вам (например через официального дилера, у которого должен быть сертификат дилера, копии таможенных деклараций на товар и т. д.)
Что делать?
- Внимательно выбирать поставщиков;
- Иметь должный комплект документов на товар;
- Внимательно относиться к формулировкам на своем сайте;
- Осознавать риски.
Справочно: страны ЕАЭС: РФ, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения.