Как эффективно управлять маркетингом стартапа: инструменты и подходы

Маркетинг является важной составляющей любого стартапа.

Как эффективно управлять маркетингом стартапа: инструменты и подходы

Однако, управление маркетингом может быть вызовом для предпринимателей и команд, особенно в начале пути. В этой статье мы рассмотрим, какие инструменты и подходы помогут эффективнее управлять маркетингом стартапа.

Управление маркетингом стартапа имеет свои особенности, которые отличаются от механик устоявшейся компании.

Для стартапа свойственно в первую очередь работать вокруг моно продукта или услуги и вся логика маркетинга будет строиться вокруг этого постулата. На начальном пути ключевые задачи стартапа — быстрый вывод продукта на рынок, сбор обратной связи с потребителей, адаптация продукта и снова усиленный вывод продукта. Большинство стартапов формируют свой продукт в процессе начальных продаж и это нормально. Для оперативного управления процессами и маркетингом следует правильно расставить приоритеты.

Небольшое отступление — в статье мы приводим примеры сервисов, которые по нашему мнению позволяют решать актуальные задачи в широком спектре вопросов. Мы искренне считаем, что их функциональных возможностей должно хватить на начальном этапе. Однако, стоит понимать, что он не исчерпывающий хоть и достаточный. И мы точно отдаем себе отчет в том, что у каждого есть свой опыт работы с сервисами, в том числе негативный, у нас он тоже был, есть и, вероятно, будет. Упоминание сервисов не является рекламой. Это — исключительно наша точка зрения.

Что важно для бизнеса вообще и стартапа в частности:

Как эффективно управлять маркетингом стартапа: инструменты и подходы

Быстрота и гибкость.

Стартапы часто работают в быстро меняющейся среде, и маркетинг-команда должна быть готова быстро реагировать на изменения. Гибкость в планировании и выполнении маркетинговых кампаний является необходимым качеством для успешного управления маркетингом стартапа.

Тестирование.

Тестирование новых идей и концепций является ключевым элементом достижения результата. Это поможет понять, что работает и что нет, и быстро внести необходимые изменения в маркетинговые кампании.

Ориентированность на потребителя.

Стартапы обычно создают продукты и услуги для удовлетворения потребностей своих пользователей. Поэтому маркетинг должен быть ориентирован на потребности потребителей и удовлетворение их запросов.

Сотрудничество с другими командами.

В стартапах маркетинг-команда должна тесно сотрудничать с другими командами, такими как разработка продукта, продажи, продуктовые команды (продакты). Это поможет создать единую стратегию для продвижения на рынке и обеспечить максимальный успех на старте.

Использование социальных сетей.

Социальные сети являются важной платформой для продвижения на старте. Маркетинг-команда стартапа должна знать как использовать соцсети для привлечения новых клиентов и увеличения узнаваемости продукта. Обязательным должны стать условия: ведение 2-3 соцсетей, регулярная публикаций полезного контента для представителей целевой аудитории, использование рекламных возможностей площадок. Не стоит забывать про трендовые инструменты, по типу коротких роликов (ВК Клипы, Shorts, Reels, TikTok), чтобы повысить узнаваемость бренда и прирастать в клиентской базе.

Аналитика и метрики.

Управление маркетингом стартапа должно быть основано на данных и аналитике. Команда должна знать, как измерять эффективность маркетинговых кампаний и принимать решения на основе данных.

Базовые направления, описанные выше, должны быть учтены любой командой вне зависимости от стадии развития компании.

Перейдем к подходам в управлении маркетинга начинающего бизнеса:

Как эффективно управлять маркетингом стартапа: инструменты и подходы

Создание маркетинговой стратегии.

Перед тем, как начинать работать с инструментами маркетинга, важно определить стратегию. Это поможет создать понимание, кто является целевой аудиторией, какие каналы маркетинга использовать, какие показатели следует отслеживать и как оценивать успех маркетинговых кампаний. Однако тут не стоит создавать большую всеобъемлющую стратегию, необходимо учесть основные узлы и этапы развития.

Создание плана маркетинга.

План маркетинга является конкретным документом, описывающим шаги, которые нужно предпринять для достижения маркетинговых целей. В плане должны быть указаны сроки, бюджет и конкретные действия, которые нужно совершить.

Непрерывное тестирование (да, еще раз говорим про тестирование, потому как это основной подход).

Одним из ключевых аспектов маркетинга является тестирование. Тестирование позволяет проверять, что работает и что не работает, и использовать полученные данные для улучшения маркетинговых кампаний.

Когда определитесь с продуктом, со стратегией и механиками работы всей команды следует перейти к выбору стека технологий, которые позволят оперативно решать задачи вывода продукта на рынок.

Инструменты управления маркетингом стартапа и не только

Как эффективно управлять маркетингом стартапа: инструменты и подходы

Инструменты для аналитики.

Аналитика является важной частью маркетинга. Инструменты для аналитики, такие как Google Analytics или Yandex. Metrica, помогают отслеживать трафик на сайте, поведение пользователей и другие метрики, которые могут быть использованы для оптимизации маркетинговых кампаний.

Инструменты для социальных сетей.

Такие как TargetHunter и Smmplanner позволяют управлять несколькими аккаунтами одновременно, публиковать контент и анализировать результаты и сами социальные сети.

Прим. — мы настоятельно не рекомендуем пользоваться сервисами по накрутке подписчиков.

Инструменты для рекламы.

Реклама может быть эффективным каналом маркетинга для стартапов, особенно в начальной фазе. Инструменты для рекламы, такие как Google Ads*, Facebook Ads*, Yandex Direct, VK и другие позволяют создавать и управлять рекламными кампаниями, анализировать их эффективность и улучшать результаты. Мы бы добавили сюда еще один инструмент который не является прямым рекламным, но он позволяет очень быстро выделить конкурентов и отработать по их аудитории — Keys. so

Также не стоит забывать и про инфлюенсеров: Instagram, VK, Telegram.

Инструменты для управления проектами.

Управление маркетингом стартапа может быть сложным и требует множества задач и процессов. Инструменты для управления проектами, такие как Trello* или Asana, Notion или даже простой Excel (но мы не рекомендуем) позволяют управлять задачами, распределять ресурсы и отслеживать прогресс работ.

Инструменты для email-маркетинга.

Email-маркетинг все еще является эффективным способом привлечения и удержания клиентов. Инструменты для email-маркетинга, такие как Mailchimp, Sendpulse или Mailganner, позволяют создавать и отправлять email-рассылки, управлять списком подписчиков и отслеживать результаты кампаний.

Инструменты управления контентом.

Выбор простой и адекватной CMS позволит оперативно управлять сайтом компании. Менять продукты, описание, условия и собирать аналитику. Для стартовой площадки самым простым решением становится Tilda.

На каком-то этапе, а возможно и сразу, потребуется внедрение еще ряда инструментов:

Как эффективно управлять маркетингом стартапа: инструменты и подходы

CRM (Customer Relationship Management) — это стратегия управления взаимоотношениями с клиентами и набор инструментов, которые используются для управления продажами, маркетингом и обслуживанием клиентов. CRM-система позволяет собирать, анализировать и использовать информацию о клиентах для улучшения отношений с ними и увеличения продаж. Для старта может подойти любая, которая вам покажется интересной. Фактически, большая часть неспециализированных систем отвечает всем основным потребностям.

Поисковая оптимизация (SEO) помогает увеличить органический трафик на сайт и улучшить его позиции в поисковых результатах. Инструменты для SEO на ранних стадиях задействовать можно, но совсем не обязательно. Отдача от SEO будет не раньше чем через пол года, а то и год, если мы говорим о полноценной отдаче с реальным финансовым результатом

И еще очень важный инструмент — маркетинговый анализ. Каких-то серьезных решений на Российском рынке в данный момент нет, и все проводят аналитику используя разные наборы решений. Но главное в этом — сбор метрик и показателей.

Заключение

Управление маркетингом стартапа может быть сложным процессом, но использование правильных инструментов и подходов может помочь достичь маркетинговых целей. Важно не только выбрать правильные инструменты, но и следить за их эффективностью, чтобы вовремя вносить корректировки и улучшать маркетинговые кампании.

В данной статье мы не ставили целью охватить все инструменты, важно понимать, что для каждой команды они могут быть уникальными. Однако основной минимальный стек технологий должен соответствовать главному требованию — результат, измеримый результат.

Facebook и Instagram, продукты компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России.

* — Сервисы могут быть недоступны для работы в России, но при правильном подходе и для решения определённых задач использовать их возможно.

Подписывайтесь на наш telegram канал, там мы публикуем самые последние новости и решений в области маркетинговых технологий!

22
2 комментария

А как же livedune для работы в соцсетях?

Ответить

LiveDune тоже отличный инструмент. В статье мы привели лишь часть инструментов, которые подойдут для старта.

1
Ответить