Проблема контрафакта на маркетплейсе: ее масштабы и решение
В связи с увеличением числа селлеров на торговых площадках риск приобретения поддельных или низкокачественных товаров значительно возрос. Почему это происходит и как с этим бороться — в ответах «Маркет Промо».
Продавцы подделок активно пользуются площадками в сети, поскольку по фотографии товара сложно проверить его подлинность.
Рост контрафакта
Статистика, связанная с проблемой контрафакта, действительно раскрывает ее масштаб. В IQ Technology проанализировали Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет», «Мегамаркет» и AliExpress и выяснили, что доля подделок техники международных производителей на российских маркетплейсах за год удвоилась. В частности, среди смартфонов 31% предложений с контрафактным товаром, ноутбуков — 30%, а в смарт-часов — 63%. В исследовании было проанализировано 15 тыс. карточек товаров в соответствующих категориях. Сами платформы категорически не согласны с такими данными, сообщил «Коммерсант», оценивая долю контрафакта в 0,1%.
В категории смартфонов чаще всего подделывают устройства Apple, Samsung и Xiaomi, что касается, в целом, и остальной электроники. До начала военных действий на Украине многие правообладатели и бренды активно вели мониторинг и борьбу с контрафактом, добиваясь удаления нелегальных продуктов с площадок и пресекая незаконную деятельность. С их уходом и снижением внимания к отечественному рынку проблема продолжает усугубляться, хотя за торговлю подделками на маркетплейсах модераторы могут удалить с площадки и заблокировать продавца. Более того, в реальной жизни, как правило, нарушителям может грозить серьезная ответственность: от штрафа до уголовного срока.
Контрафакт не только подрывает доверие потребителей к платформам маркетплейсов, но и наносит ущерб легитимным продавцам, нарушая их интеллектуальную собственность и конкурентоспособность. Сложность борьбы с контрафактом на маркетплейсах связана с тем, что платформы предоставляют широкий доступ к продаже товаров множеству продавцов.
Ситуация явно требует эффективных механизмов контроля, а также сотрудничества между платформами, производителями и властными структурами для обеспечения безопасной и надежной среды для онлайн-торговли. Однако пока, в основном, разбираются с этим вопросом покупатели.
Как распознать подделку
Внимательное изучение рейтингов продавца и товара могут помочь, но ничего не гарантируют. Вот лишь некоторые превентивные решения и подходы к борьбе с этим явлением в интересах защиты потребителей, поддержки законных продавцов и поддержания доверия к электронной площадке.
Признаки контрафакта электроники могут варьироваться в отдельных категориях, но общие характеристики включают следующее:
· Подделки выполнены в дизайне оригинала, но имеют отличающиеся размеры. Контрафактные копии iPhone Plus могут иметь внешний вид оригинальных моделей, но с незначительно отличающимися размерами экрана и корпуса. Недостаточно точное воспроизведение геометрии – самая очевидная зацепка.
· Могут не сходиться и цифровые характеристики. Например, зачастую на телефоны Apple устанавливают другую операционную систему: Android вместо iOS.
· Контрафактные изделия часто имеют небрежное исполнение, отличающееся от оригинала. Коробка выполнена из бумаги низкого качества, а изображение нанесено отличным способом.
· Контрафактный ноутбук распознать сложнее, так как он отличается от оригинала в первую очередь внутренними элементами: жесткий диск, материнская плата, оперативная память и процессор могут быть заменены дешевыми аналогами.
· Слишком низкая цена: контрафактные товары обычно продаются по значительно более низкой цене из-за использования низкокачественных и опасных материалов. Также это сделано с целью побыстрее избавиться от товара.
· На фотографиях товары могут выглядеть как подлинные, но при получении они могут значительно отличаться от ожиданий. Продавцы могут использовать стоковые изображения оригинальных товаров или фотографии высокого качества.
· Нарушители создают фейковые аккаунты и дают от них отзывы. Хвалебные и абстрактные рецензии на продукт могут заманить покупателя, создавая ложное впечатление о качестве и надежности товара, но при детальном анализе это становится заметно.
Несмотря на усилия платформ и правоохранительных органов, контрафактные товары продолжают проникать на площадки. Среди причин не только обилие продавцов (что является общемировой тенденцией), но и снижение контроля за фальсификацией продукции со стороны покинувших рынок РФ брендов. Скорее всего, доля контрафакта продолжит расти и потребитель должен быть к этому готов.