Туалетная бумага как оружие PR
Легендарная матчасть
В Telegram прокатилась волна ностальгии: админы каналов вспоминали акцию 2008 года движения «Наши» и Кристины Потупчик.
Есть за что вспомнить: акция была настолько свободной в своём креативе, что её трудно забыть и нет смысла повторять — всегда будешь вторым.
Оставлю её здесь для всех, кто в 2008 был слишком мал, чтобы её помнить, и всех, кто мог её не знать.
2008 год.
В КоммерсантЪ выходит заметка нескольких авторов, в том числе Юлии Таратуты (признана иноагентом) под заголовком «Наши стали чужими» и со словами «ликующая гопота» в адрес движения.
«Наши» реагируют: производят рулоны туалетной бумаги с выдержками из статей газеты, призывами звонить в редакцию с указанием личного номера Таратуты. Раздающие обещают, что если размотать рулон до конца, можно стать победителями конкурса. Призы предлагалось получить, позвонив по указанному в конце рулона телефону рекламной службы «Ъ». КоммерсантЪ потом скажет, что им якобы позвонили 20 пенсионеров.
Бумага раздаётся у метро.
Бумага появляется в туалетах Государственной Думы, но хозяйственное управление органа не может объяснить, откуда и почему. «От начальства поступило указание срочно заменить во всех туалетах туалетную бумагу», — скажет представитель административно-хозяйственного управления Госдумы.
Коробки с бумагой развозятся анонимной доставкой по офисам крупнейших редакций тех лет.
Акция шумит и гремит, обсуждается на каждом углу, получает десятки публикаций в топовых СМИ:
«Туалетная бумага с „Коммерсантом“ ввела в заблуждение пенсионеров»
«Наших» заподозрили в черном пиаре «Коммерсанта»
«Прокуратуре подали туалетный рулон»
В комментариях СМИ «Наши» упакуют акцию в самопиар газеты. А на бумаге они печатают вступительное слово некоего «главного редактора», в котором сообщается о том, что рулоны «Ъ» — это новый формат издания, призванный расширить аудиторию «Коммерсанта».
Этот неуправляемый троллинг взбесит редакцию окончательно.
КоммерсантЪ отреагирует материалом под заголовком: «Наш» Якеменко воспользовался-таки туалетной бумагой» и будет пугать уголовными делами.
Этот знаменательный рулон лежит у меня на даче, разумеется, их раздавали у метро рядом с Журфаком МГУ, и не взять его было невозможно.
Такие были коммуникации. Тогда эта акция смотрелась отчасти грязновато и многими критиковалась, но спустя 16 лет выглядит качественной и ироничной.
Еще больше прекрасного из мира медиа и креатива в моем телеграм-канале "Надо было вчера". Кто подписался – тот молодец.