Аудит мог сэкономить 20 млн рублей при покупке бизнеса, или учимся на чужих ошибках
Был приобретен производственный бизнес вместе с комплексом зданий завода🏭. Состояние учета на предприятии с виду внушало доверие. Отчетность и декларации представлялись в срок, налоги уплачивались своевременно, отсутствовала недоимка по налогам и страховым взносам.
Новый владелец заказал аудит бухгалтерского и налогового учета организации в АКГ "Правовест Аудит" за предшествующий отчетный период, чтобы выявить недостатки, оценить размер финансовых рисков, узнать пути решения.
И, как показал углубленный аудит по спецзаданию, нарушений было выявлено действительно много 😔, в частности:
☑ отсутствовали документы, подтверждающие расходы, в т.ч. в целях налога на прибыль;
☑ прямые затраты списывались в текущем периоде и не распределялись на остатки НЗП и т.д.
☑ некорректно определялся срок полезного использования и амортизационная группа зданий завода;
☑ не проводилась обязательная инвентаризация активов и обязательств;☑ в учетной политике отсутствовали важные положения;
☑ не применялся ряд обязательных ФСБУ;
☑некорректно отражались в отчетности активы и пассивы.
По совокупности, выявленные искажения повлекли за собой недоимку по налогу на прибыль только за один проверяемый год в размере около 20 миллионов рублей. Компании придется представить уточненную декларацию, доплатить не только налог, но и пени за несвоевременную уплату. Ведь, если данные нарушения обнаружит при налоговой проверке ИФНС, к недоимке и пеням добавятся еще и штрафы за несвоевременную уплату налога (20% от суммы), за грубое нарушение ведения бухучета как по НК РФ, так и по КоАП РФ.
В целом покупатель может обратиться в суд за взысканием ущерба более чем 20 млн р от приобретения компании, если ее отчетность по данным аудиторов оказалась недостоверной. И такие случаи не раз бывали в нашей практике.
Итак, как для покупателя, так и для продавца, всегда лучше проверить компанию перед ее покупкой - провести специальный аудит Дью Дилидженс (Due Diligence), чтобы потом не жалеть о приобретении/продаже и потраченном времени на судебные разбирательства.
Можно использовать неудовлетворительное состояние бухгалтерского и налогового учёта для обоснованного снижения цены сделки или потребовать устранить выявленные нарушения прежними владельцами за их счёт. Затраты на аудит явно окупятся.
Да, так и есть, а если учесть что в 93% случаев в учете мы находим серьёзные искажения и ошибки, в т.ч. благодаря часто меняющемуся законодательству, то от регулярного аудита выигрывают все, кроме ФНС)) так как порядок и сложно доначислить штрафы и пени
Полагаю, что компании с "налоговыми" проблемами приобретать вообще рискованно.Новому владельцу нужно быть уверенным, что от налоговой "не прилетит" за прошедший период.