Как использовать Telegram? Советы предпринимателю

Всё течёт и всё меняется, а предпринимателю необходимо выживать в любых условиях. И для российского бизнеса они сейчас достаточно сложные. Что же делать? Как поступить? Как удержать свой бизнес на плаву и выйти на прибыль? Robokassa приготовила небольшой гайд по работе с самым популярным мессенджером Telegram.

Проявил себя - закрепи!

Для успешного функционирования любого бизнеса необходимы два условия: продукт и его известность. И если когда-то для предпринимателя было важно иметь бумажную визитку и бумажный каталог своих товаров/услуг, позднее - собственный веб сайт с электронным каталогом, то сейчас настало то самое время, когда жизнь переместилась в - смартфон и соцсети.

Пожалуй, осталось мало людей, которых не затронули ограничения и санкции. В острый период пандемии предприниматели активно вышли в социальные сети, а с момента блокировок этих инструментов приходится менять стратегию. Вариант — выходить и закрепляться в популярных мессенджерах.

Как говорится, вода всегда найдет выход. Так и российские предприниматели: использование инструмента для развития бизнеса не заставило себя ждать.

В июне Павел Дуров, основатель Telegram, заявил, что число пользователей мессенджера составило более 700 млн пользователей. При этом в апреле 2022 Statista фиксировала 500 млн пользователей, ведь в 2021 году мессенджер уже занял своё место в пятёрке мировых популярных приложений. Таким образом, за два месяца размер аудитории мессенджера вырос на 40 %! Что можно считать рекордом, который сейчас выводит Telegram в безусловные лидеры.

Как использовать Telegram? Советы предпринимателю

А что же с российской аудиторией? Статистика сообщает и о стремительном росте популярности Telegram и у нас: после блокировки продуктов компании Meta (признана экстремистской и запрещена на территории РФ) и слухах об угрозе блокировки известного мессенджера WhatsApp количество регистраций и установок приложения Telegram выросло в 3 раза, а количество подписчиков различных каналов возросло в 2 раза, согласно Telegram Analytics. Российские операторы сотовой связи также подтвердили значительный рост трафика.

Telegram - новые методы работы бизнеса со своей аудиторией

К лету 2022 российская аудитория Telegram существенно выросла и активизировалась: сюда перешли популярные блогеры, авторы, селебрити и компании, подписки на новостные, развлекательные и узкоспециализированные каналы выросли в разы, количество времени, проводимого пользователями в сети, возросло до 5 часов в день!

Предприниматели и компании могут использовать Telegram для достижения различных целей.

  • Создание специализированного канала для распространения по клиентской базе новостей, полезных материалов, акций и др.
  • Осуществление клиентской поддержки при помощи чата (боты выполняют функции помощников с авто ответами, а также соединяют клиентов с менеджерами).
  • Корпоративный чат для общения с коллегами и партнерами.
  • Коммерческий канал для продажи в нём рекламы и т.д.
  • Создание полезных клиентских серверов-ботов для проверок статуса заказа, создание магазинов и каталогов с возможностью оплаты и т.д

Как же использовать эти возможности для продвижения своего бизнеса и продуктов?

Для этого необходимо помнить о некоторых особенностях мессенджера.

  • ОТКРЫТАЯ СТАТИСТИКА. Статистика и аналитика любого канала находится в открытом доступе. Telegram делится статистикой любого канала через API, поэтому в сервисах TGstat или Telemeter можно проверить любого блогера на качество и активность, чтобы определить эффективность от размещения у него рекламы.
  • ОТСУТСТВИЕ ЛЕНТЫ. В мессенджере отсутствует “умная” лента и алгоритмы показа - все публикации отправляются пользователям напрямую, что позволяет работать с аудиторией гораздо плотнее и эффективнее, ведь сообщения не теряются.
  • КОНТЕНТ. Пользователи хорошо воспринимают все форматы контента: опросы, тексты, графику и видео. Telegram это та самая сеть, где можно просто размещать тексты и получать прямые реакции аудитории.
  • АВТОМАТИЗАЦИЯ. Применение различного рода системных ботов позволяет более эффективно взаимодействовать с пользователями и представлять не просто бизнес или продукт, но и работать с аудиторией, выдавая именно ту информацию, которая ей необходима. При этом минимизировать количество ручных рутинных операций. Есть успешные примеры автоматизации поддержки, продаж и других бизнес-процессов.

На последнем пункте хочется остановиться чуть подробнее. Есть такая формула — «онлайн=успех». Она работает в Telegram даже куда более точно, чем через сайт или обычный профиль в соцсети. Почему так происходит?

Telegram представляет собой уникальную платформу. На её базе можно выстроить не просто коммьюнити людей, объединённых какой-либо идеей или интересом, а целую линейку продаж, логистики, сервиса и обратной связи. Работает эта экосистема благодаря чётко запрограммированным ботам: хотите каталог просмотреть? пожалуйста! хотите оставить отзыв или получить техническую поддержку? проще простого! Предпринимателю остаётся лишь выбрать - разработать собственного бота или приобрести уже готовые продукты, подстроив под себя.

Бот – это аккаунт в Телеграм, уже запрограммированный на определённые действия и команды. Работает по простейшему принципу «команда-ответ». Функционал и возможности бота практически безграничны: прогноз погоды, FAQ, поддержка, подбор товара, формирование корзины, информирование о доставке, выставление счёта.

Наиболее популярные функции ботов для бизнеса:

  • Регулярные рассылки;
  • Ответы на вопросы;
  • Соединение с менеджерами и поддержкой;
  • Сбор статистики;
  • Проведение опросов;
  • Чистка чата от спама и нецензурной лексики.

Для создания простого бота-помощника достаточно войти в @BotFather и, следуя простым подсказкам, запрограммировать все необходимые функции. Если ваши задачи требуют более сложного функционала, можно подобрать готовое решение из тех, что предлагает рынок. Если требуется эксклюзивная кастомизация, то вам в помощь команды разработчиков. Благо, они сейчас активно появляются на рынке — спрос рождает предложение.

Как создать магазин в Telegram?

Итак, с ростом популярности мессенджера Telegram предприниматели стремятся вести там бизнес. Теперь это тот самый инструмент, который помогает достаточно технологично, бюджетно и законно вести онлайн-бизнес. Без затрат на разработку и поддержание сайта, без необходимости инвестирования в дорогие инструменты по привлечению на него трафика. Коммуникация с клиентами в Telegram происходит гораздо быстрее, чем в Web-е. И тот самый Customer journey (путь клиента) сокращается до одной платформы.

Как использовать Telegram? Советы предпринимателю

Что может быть эффективнее, если клиент открыл Telegram, перешёл в ваш магазин, просмотрел каталог, выбрал нужные опции, получил консультацию от бота или менеджера, перешёл в сформированную корзину, оплатил покупку и отследил доставку через уведомления! Фантастика!

В апреле 2022 года команда Telegram заявила, что теперь в мессенджере можно создать настоящий интернет-магазин. И что это «революционный переворот» и «выход в новое измерение».

Что же необходимо предпринять, чтобы вести бизнес на базе самого популярного мессенджера? Для этого нужно создать магазин, используя один из описанных ниже вариантов:

  • Чаты. Это упрощенный вариант, который больше подходит для аукционов, когда ведутся торги между разными участниками за определенную продукцию.
  • Публичный или приватный канал. В нём можно организовать простейшую торговлю собственными руками - разместить товары в отдельных постах, прикрепив функциональные кнопки или ссылки для перехода на основной сайт или платежную страницу.
  • Магазин-бот. Здесь можно задействовать уже существующий бот или создать свой собственный с применением специального конструктора и встроить в него полноценное веб-приложение на JavaScript. Таким образом, мы получим интернет-магазин с всплывающим интерактивным меню, по которому удобно перемещаться, добавлять товары, настраивать их количество, оформлять заказ — и всё это с адаптивным дизайном, который симпатично встроится в мессенджер.

В зависимости от бюджета, товара/услуги, предприниматель может выбрать для себя наиболее оптимальный вариант представления в Telegram.

Что умеют чат-боты от Robokassa?

Когда основной маркетинговый ход по созданию магазина пройден, перед предпринимателем встаёт вопрос повышения клиентоориентированности и оптимизации процесса продажи. И в этой цепочке наиважнейшую роль играет удобство интерфейса магазина и скорость совершения покупки внутри самого Telegram — поддержка эмоциональных покупок «пока не передумал».

Как использовать Telegram? Советы предпринимателю

Если дизайн и внешнее оформление - задача вкусов, о которых не спорят, то вопрос приёма платежей за товары из магазина - чисто техническое решение. И его полноценное внедрение обеспечивается платёжным сервисом Robokassa с помощью собственных ботов. Сегодня их существует три: с первым (@Robomerchant_bot) вы сможете выставлять счета в Telegram и присылать ссылку на оплату. Второй (@RobokassaShopBot) поможет создавать карточки товаров и присылать их покупателям для оплаты прямо в мессенджере. Третий (@RobokassaPaymentBot) поможет вам подключить приём платежей к уже существующему чат-боту, если у вас он есть. Разберём подробнее.

  • Платёжные ссылки (Robomerchant_bot) - простейшее и функциональное решение для предпринимателей, позволяющее выставлять счета клиентам сервиса для оплаты покупки. Другими словами, если у вас есть переписка с клиентом в Telegram, вы можете сформировать счёт с помощью бота прямо там - и отправить ссылку на платёжную страницу Robokassa.
  • Карточки товаров с оплатой в Telegram (@RobokassaShopBot) - решение для создания карточек товаров с иллюстрацией, ценой, описанием и кнопкой оплаты. Такой вариант подойдет, если ассортимент небольшой. Вы можете завести товар с фото, описанием и встроенной кнопкой для совершения платежа прямо в Telegram. А затем - отправлять эту карточку в свой канал, закреплять в чатах или присылать в переписку с покупателем.
  • Платежи в Telegram (@RobokassaPaymentBot) - это технологичное решение для разработчиков, которые желают интегрировать оплату через Robokassa в уже созданного бота, активировав его внутри своего магазина по инструкции. То есть с помощью этого авторизованного в Telegram бота вы сможете подключить способ приёма онлайн-платежей через Robokassa в вашем Telegram-магазине - и оплата будет совершаться внутри него.

Как активировать чат-бота?

Итак, вы определились с вашим способом коммуницирования и продаж в Telegram, оформили магазин или канал - какие же шаги необходимо предпринять далее, чтобы начать принимать платежи и использовать функционал чат-ботов?

Шаг №1. Пройти регистрацию в сервисе приёма платежей Robokassa – минимум документов, быстрая верификация – и создать новый магазин в Личном кабинете.

Шаг №2. Выбрать свою налоговую систему и подключить бесплатную онлайн-кассу “Робочеки” при необходимости (в этом случае все чеки будут пробиваться и отправляться как покупателю, так и в налоговую).

Шаг №3. Активировать необходимого бота, начав с ним чат через команду /start, ввести идентификационные данные своего магазина и произвести необходимые настройки, следуя подсказкам бота.

Шаг №4. В случае интеграции @RobokassaPaymentBot в ваш Telegram-магазин произвести необходимые настройки в своём Личном кабинете Robokassa и внутри Telegram-магазина, в также провести тестовый платёж для проверки работоспособности.

Шаг №5. Запустить рекламу вашего магазина и - всё!

Отметим, что функционал всех трех чат-ботов доступен бесплатно всем клиентам Robokassa.

Как видите, путь создания собственного магазина на базе платформы Telegram и подключение приёма платежей в нём достаточно простой, хоть и требует некоторых временных затрат на подготовку, оформление и настройку. Но эффект не заставит себя ждать.

Выводы

1. Вести бизнес в условиях кризиса, санкций и ограничений не только нужно, но и можно. Достаточно сместить фокус на другие доступные инструменты, такие как мессенджеры и боты, например.

2. Платформа Telegram за последние полгода стала одной из лидирующих в России площадок для общения, работы и ведения бизнеса.

3. Создать собственный магазин в Telegram и подключить приём онлайн-оплат в нём - дело нескольких минут.

4. Принимать платежи онлайн теперь можно легко и законно с помощью сервиса Robokassa и бесплатной онлайн-кассы для формирования и отправки чеков покупателям в рамках 54-ФЗ.

5. С помощью чат-ботов от Robokassa бизнес-процессы могут быть оптимизированы и упрощены в несколько кликов.

33
6 комментариев

Полезно, спасибо! Я почему-то всегда думала, что в мессенджерах можно только общаться, а магазины должны быть обязательно на сайтах :) Оказывается, можно практически всё сделать самому

2
Ответить

Рады помочь! :)

1
Ответить

А еще бизнесу можно например звонки от пользователей через Телеграм принимать, круто экономя на телефонии, вот пример https://vc.ru/s/1241358-sip-tg-startup/495770-kak-moshchno-sekonomit-na-nomerah-8-800-ispolzuya-telegram

1
Ответить

Тоже отличная функция, мы как раз сейчас готовим материал по настройке Telegram и основных ботов/сервисов для бизнеса!

Ответить

Сам пользуюсь Robokassa в своем проекте в тг боте, работает, но сложно.
У сбера интеграция напрямую с телегой, покопайте в эту сторону

Ответить

Спасибо за обратную связь! А в чем у Вас сложности с ботом? Давайте мы поможем!

Ответить