💼 Стереотипы для предпринимателей: как с ними работать и использовать
📖 Слово Стереотип появилось от др.греч. στερεός «твёрдый» и τύπος «отпечаток» - заранее сформированная человеком мыслительная оценка чего-либо, которая может отражаться в поведении.
🎬 Первоначально слово использовалось в полиграфическом деле для описания печатной формы, которая применялась для печати вместо оригинала. Позже - как означающее изображение, увековеченное без изменений.
🎥 На людях находится большое количество стереотипов. Например:
• Система образования сформировала нам стереотипы: есть то, как правильно (и правильный ответ написан в конце учебника), и есть тот, кто знает как это правильно. И это - учитель, с которым спорить нельзя. Вспоминаете же: часто хочется найти того, кто знает и спросить - правильно ли я делаю?
• «Очередь»: стереотип, заставляющий человека реактивно встать в очередь, без проведения анализа. А точно ли мне туда надо? Или на всякий случай займу. А точно ли нужно вставать в очередь или можно просто подойти попозже. Или стоит выстроить другую систему…
• «Он первый начал»: что-то прилетело от кого-то, еще не разобрались, но сразу произвели действие по отношению к этому кто-то. Такое-же реактивное поведение «дать сдачу», не разобравшись, что происходит.
• И многие другие: «Политика - это грязь», «Предприниматели - барыги», «Без высшего образования - ты никто», «Все побежали и я побежал»…
👥 Стереотипы сидят как на нас, так и на других людях. Со своими можно срабатывать: выявлять их и управлять ими. Но так же можно использовать стереотипное поведение клиентов, коллектива и тех, кто вокруг нас.
🗣 В масштабе общества менять стереотипы можно за счет формирования дискурса: когда разные стейкхолдеры начинают обсуждать и сдвигать тот или иной стереотип.
📈 Существуют социотехнические мероприятия, которые позволяют выявлять стереотипы, присутствующие в коллективах, объективировать их для участников и выстраивать новые способы действия, которые дают лучший результат.
💡 В итоге, выявляя и работая со стереотипами, вы можете:
• Понять свои и решить, как сработать по отношению к ним.
• Зафиксировать стереотипы ваших клиентов, для повышения конверсии, объемов продаж, прогнозирования поведения.
• Объективировать стереотипы внутри вашего коллектива/команды и улучшить эффективность взаимодействия.