Как оформить стартап: самозанятость, ИП или ООО?
Ответы на популярные вопросы: ООО или ИП? Как сэкономить на налогах, не нарушая законодательство? Стоит ли нанимать сотрудников в ИП или ограничиться работой с самозанятыми?
Всем привет, меня зовут Юлия, я руководитель юридической службы стартап-студии Admitad Projects. Рано или поздно к процедуре регистрации проектов приходят почти все основатели, поэтому здесь я собрала ответы на наиболее типовые вопросы.
Стоит ли проводить юридическое оформление на этапе тестирования идеи?
Сейчас такой вопрос даже не стоит в принципе: без юридического оформления проекта не выйти на зарубежные рынки, да и в России перспектив роста будет немного. Кроме того, не стоит забывать о возможном привлечении инвесторов и фондов — здесь без документов с основателем проекта даже говорить не станут.
Но обязательно ли сразу регистрировать ООО и падать в круговорот налогов-отчетов и прочего?
Как показывает практика, для проверки идеи еще до того, как стартап начал (если все пошло хорошо) зарабатывать, потребности в регистрации компании нет — вполне можно начать юридический путь своего бизнеса более простыми способами.
Итак, ситуация
Есть идея и немного ресурсов на ее проверку. Например, основатель сам может создать лендинг, прописать УТП и потратить несколько десятков-сотен тысяч рублей на таргет. Потратить-то несложно, но тем не менее нужно принимать платежи..
Самое простое решение на текущий момент — оформить самозанятость.
Первая стадия роста стартапа: тестирование идеи в качестве самозанятого
Занимает полчаса времени (с учетом установки приложения и перерыва на кофе). Этот налоговый режим называется "Налог на профессиональный доход" (НПД) и составляет всего — 4% за платежи от физлиц, 6% от юрлиц, плюс бонус при регистрации в 10 000 рублей (пониженная налоговая ставка в 3% и 5% до его окончания). Детали про процесс регистрации самозанятого есть на официальном сайте nalog.ru.
Что получаем после оформления?
Возможность легально получать платежи от клиентов и большее доверие от потенциальных контрагентов (все же платить на карту кому-то или самозанятому — есть разница). Не забываем о возможности показать историю платежей потенциальным инвесторам: лимит приема платежей для этого налогового режима (2,4 млн рублей в год) — вполне неплохая цифра для проверки идеи.
Недостатки:
- Ограниченное количество видов деятельности. Нельзя, например, перепродавать чужие товары или вести деятельность в интересах другого лица на основе агентского договора, договора поручения и комиссии и т. д., (полный перечень ограничений есть в статье 4 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ).
- Еще не все крупные компании поняли принцип работы с самозанятыми, действует некий эффект новизны и «мы таких договоров не заключали, зачем это нам?»
- Нельзя нанимать сотрудников по трудовому договору — а это проблема в том случае, если вы планируете легальный быстрый рост.
- Не получится зарегистрировать товарный знак, что может иметь значение в конкурентных нишах. Вы раскрутите свой продукт, его бренд, а кто-то пойдет и подаст заявку на его регистрацию раньше вас — будут зря потрачены силы и средства на продвижение.
- Если основателей два и более, или вы привлекаете в проект инвесторов — оформить долевое участие при таком формате не получится. Все будет делаться «на доверии», а доверять ли партнерам — решать только вам самим. Правда, можно заключить отдельные договоры между фаундерами, но это тема для другой статьи.
Итак, продолжим обсуждать варианты, когда лимит в 2,4 млн рублей уже достигнут, или когда стартап будет работать в сегменте b2b, и статуса самозанятого для этого недостаточно.
Что делать? Оформлять ИП.
Вторая стадия роста стартапа: индивидуальный предприниматель
В целом, к ИП от самозанятости нередко переходят тогда, когда у ваших контрагентов возникает подобное требование в связи с внутренними процессами.
Или когда стартап показывает устойчивый рост, и годовой лимит уже подходит к концу (пример на скрине ниже)
При годовом обороте в 2 400 000 рублей лимит почти исчерпан
Еще один пример, когда нужно сразу открывать ИП — вид деятельности стартапа не подходит под категории, разрешенные для самозанятых
У ИП есть и другие дополнительные преимущества:
- можно зарегистрировать товарный знак (если вы делаете брендовый проект, то это точно хорошая идея);
- компании охотнее работают с ИП, чем с самозанятыми
- можно самостоятельно выбрать систему налогообложения, исходя из особенностей бизнеса и объема прибыли (патент, НПД, УСН, ОСНО);
- начисляется пенсионный стаж.
Лайфхак: ИП без сотрудников по трудовому договору могут применять налоговый режим "Налог на профессиональный доход" , если их вид деятельности подходит под НПД и годовой доход не превышает 2,4 млн. Для этого необходимо просто подать заявление в налоговую о переходе на налоговый режим НПД. Так ИП, сохраняя юридический статус Индивидуального предпринимателя, сможет применять пониженные налоговые ставки 4% и 6%, а также будет освобожден от обязанности ежегодных взносов в ПФР и ФСС, которые в 2021г. составляют 40 874 руб.
Но самый популярный вопрос для этого формата оформления:
Стоит ли стартапу в виде ИП нанимать сотрудников?
На мой взгляд — нет, гораздо проще заключить с ними договоры, как с самозанятыми: это сильно уменьшит налоговую нагрузку. Ведь позволить себе содержать сотрудника именно на трудовых договорах может только уже состоявшийся бизнес.
Более того, в моей практике в маленьких компаниях было такое, что несчастные честные ИП нанимали сотрудников, но в итоге эти сотрудники уводили у них клиентскую базу, а потом еще и подавали в суд на бывшего работодателя Индивидуального предпринимателя — например, за не выплаченные отпускные.
Поэтому сотрудников по трудовым договорам стоит нанимать только когда у стартапа уже устоявшиеся обороты без кассового разрыва: хватает на зарплатный фонд, на выплату во все фонды и так далее. Если этого нет, самозанятые — ваш выбор.
Отмечу, в этом моменте есть нюансы: если налоговая заподозрит постоянные трудовые отношения (вы — единственный клиент у самозанятого, «зарплата» капает ему в одни и те же дни и т. д.), то у нее могут возникнуть вопросы.
Недостатки ИП — куда более серьезный подход к оформлению отчетности и дополнительных платежей. Но ключевой недостаток — все та же невозможность оформить доли, если фаундеров у стартапа два и более, или если пришло время привлекать инвестиции. В таком случае пора переходить к регистрации Общества с ограниченной ответственностью — ООО.
Третья стадия роста стартапа: регистрация ООО
Это тот самый момент, когда стартап дорос до серьезной игры:
- обороты растут, нужно начинать выплачивать дивиденды учредителям (то прибыль, которую можно распределять после уплаты всех налогов, расходов и это уже успех)!);
- появились планы выхода на международные рынки (тут тоже хватает нюансов для отдельного материала);
- необходимо зарегистрировать доли основателей во избежание возможных недоразумений;
- пора привлекать инвесторов, которые тоже захотят свою долю в уставном капитале ООО piece of cake — как ключевой фактор;
При оформлении устава ООО необходимо учитывать массу подобных нюансов. Иначе может образоваться:
Deadlock
Это очень частая ситуация — распределение долей основателей 50/50.
Результатом является возникновение deadlock — так называемого корпоративного конфликта, когда каждая сторона имеет одинаковые полномочия, но разное видение ситуации. В ООО все ключевые решения принимаются на общем собрании участников общества большинством голосов. А в условиях корпоративного конфликта двух равноправных участников такие решения, как например переизбрание Генерального директора, принять невозможно. И разрешить такой конфликт не получится даже в судебном порядке. Поэтому проекты с 2+ фаундерами в идеале должны иметь распределение не менее чем 51/49 из 100% .
Конечно, существует и ряд других важных моментов при оформлении, их тоже нужно учитывать — в этом и заключается моя работа.
Переоформление нематериальных активов, права на интеллектуальную собственность, подготовка к инвестиционным сделкам — много чего сопутствующего. Это тема отдельного материала, но всему свое время: все-таки работа с IT-стартапами — это не торговля картошкой.
Но вернемся к ООО. Ключевые недостатки — это достаточно сложный (особенно для новичка) документооборот, совсем другие налоговые отчисления, серьезные размеры штрафов (правда, в случае с самозанятостью и ИП отвечать за все ошибки стартапер будет в том числе и своим имуществом, а в ООО — только имуществом компании).
Но возможности, которое дает общество с ограниченной отвественностью, совсем иные.
Так что же все-таки оформлять?
Сделала для вас таблицу с преимуществами и недостатками каждого типа регистрации:
Регистрировать ООО имеет смысл только тогда, когда есть четкое практическое понимание монетизации проекта и денег хватит и на все налоги-зарплаты и как минимум на рост. Или когда вы доросли до оформления долей, привлечения внешних инвестиций, или на горизонте видны дивиденды.
Иначе есть шансы уйти в «минус», а зачем это вам?
Зарегистрировать ООО не так сложно, а вот ликвидировать компанию гораздо сложнее и дороже.
Но важно понимать, что идти по лестнице «Самозанятый-ИП-ООО» именно в этом порядке необязательно. Все зависит от конкретной ситуации — ведь идея может «выстрелить» и показать перспективы в короткий промежуток времени. Тогда точно не стоит тянуть.
На этом, пожалуй, краткий юридический ликбез стартапера закончен. Если есть вопросы, пишите в комментариях: -)
P.S. Подписывайтесь на канал «Раунд, экзит, два пивота» в Telegram. А подкаст слушайте на SoundCloud, Яндекс.Музыка, Google подкасты, Castbox и Apple Podcasts.
Надо добавить и ПАО)
Спасибо за ясный и лаконичный ликбез по существу)