Почему новый сайт работает хуже старого 1/2
Сделали новый сайт, современный, красивый, а продаж стало меньше? Частая проблема, у которой есть вполне разумное объяснение.
Итак, вы сделали новый сайт, отдали за него N сотен тысяч рублей, а пользователи не оценили ваших трудов по достоинству? Для начала, выдохните — не вы один, это примерно 3 по популярности запросов к аудитору. Затем — подумайте, что могло к этому привести?
Причин, на самом деле, не так много.
#1. Недостаток аналитики
Да, вы обратились в хорошую студию. Да, у нее много красивых работ и известных брендов. Да, вы отдали кучу денег. Но чуда не произошло. Почему?
Редизайн и переработка сайта — сложный процесс, потому что прежде чем что-то делать, нужно понять следующее:
- Составить карту взаимодействий, приводящих к конверсиям и расставить их в порядке приоритета.
- Провести глубокий анализ поведения пользователей — отдельно по каждому рекламному источнику.
- Понять цели редизайна. Например: бОльшие конверсии по определенной категории товаров, меньшее количество отказов на одном из путей конверсии
- Подготовить пути отхода, если все пойдет не так. Например, если конверсия новой “корзины” будет слишком низкой — откатить ее на перекрашенную старую версию.
- Подготовить базу для A/B тестирования в текстовом виде.
- Провести опрос каждой из выделенных групп ЦА.
- И так далее… в зависимости от размеров сайта и ЦА, чеклист “подготовки к редизайну” может включать от 5 до 15 наименований.
Отсюда повышенный "спрос” со специалистов, которые все это делают. Все вышеперечисленное требует участия нескольких дорогих специалистов, поэтому, на практике, некоторые этапы пропускаются, некоторые делаются »для галочки”. Отсюда и проблемы в конечном результате.
История из жизни: обратился клиент с обновленным сайтом, конверсия в заказ которого упала и даже после 3 переработок силами той же студии — не желала расти. Решением было вернуть старую корзину, вывести меню как на старом сайте (в строку, а не под кнопку), добавить несколько дополнительных блоков на карточку товара.
Из этой причины вытекают следующие две.
Делали сайт с нуля
Никогда, подчеркиваю, НИКОГДА нельзя делать редизайн сайта как новый сайт. Это абсолютно разные процессы с абсолютно разными метриками успешного результата. При редизайне, в первую очередь, обычно ставится цель — сохранить старую аудиторию, что невозможно без понимания того, что эту аудиторию привлекает в вашем ресурсе.
Не стоит анализировать конкурентов, когда не проведен анализ собственного сайта и его метрик. Поэтому, если в компании, в которую вы обратились — нет серьезной аналитики, нет примеров “до/после” с указанием процента конверсий — не стоит поручать такой компании переработку сайта.
Помните: привлечение вашей аудитории — стоило немало денег и времени. Готовы ли вы ее потерять?
Обратились к “хорошим дизайнерам” / Сделали слишком новое
Хороший дизайнер не равно хороший аналитик и точно не маркетолог с десятками кейсов. Я сходу могу привести примеры десятков отличных дизайнеров, которые создают настоящие “вау-проекты”, смотря на которые замирает сердце. Однако, для массовой аудитории и ваших “старых” клиентов — это неприменимо. Если вы будете “слишком новым” — в большинстве случаев вы потеряете клиентов.
Небольшой экскурс в психику человека. Человек бежит за новизной, он любит новое, однако это новое должно быть понятным, то есть количество изменений в новом продукте не должно превышать 10-30%. Поэтому, практически каждое новое поколение iPhone имеет бешеную популярность.
Вместе с тем, если дать человеку из 1960г. даже самый первый iPhone — он не поймет что с ним делать. Всего до 10% людей являются энтузиастами, готовыми тестировать, пробовать нечто совсем новое, пробиваясь через тернии страдания, непонимания. Вам же нужно гораздо больше, если ваш продукт не предназначен исключительно для энтузиастов.
Подробнее с темой новизны можно ознакомиться в лекции TED, а про постепенное улучшение, например, тут.
Не обсуждать прототипы / наброски дизайна с ЦА
Каждый понятный шаг редизайна, переработки ресурса — стоит сверять с целевой аудиторией. Сделать кликабельные прототипы и набрать несколько групп ЦА — не так дорого, по сравнению с возможностью спустить 500-2000к в трубу и обнаружить это только в конце разработки. Как правило, этап обсуждения с ЦА обходится в 20-100к рублей. При этом, если клиентская база “прикормлена” — на таком тестировании можно даже заработать, предложив участникам небольшие скидки или бонусы.
История из жизни: ко мне обратился клиент, который создал мобильное приложение, передав свои наброски серьезной студии программистов. Результат был настолько сложен, что впору было посоветовать сжечь. В 4 итерации продукт был переработан: аудит с рекомендациями, “прогон” через группы ЦА, лист с результатами интерпретации мнения ЦА, переработка прототипов. Если бы такой клиент обратился к UX дизайнеру или аудитору сразу, с набросками, он бы сэкономил порядка 300.000 рублей на работе студии программистов, поскольку 12 экранов было сделано откровенно зря.
Недостаток тестирования
Даже в крупных проектах, интернет-магазинах с посещаемостью до 100.000 человек в месяц я часто вижу базовые ошибки, такие как:
- Не работает слайдер на iPhone (зависает)
- Нет крестика в форме заявки, нажатие вне формы ничего не дает.
- Алерт ошибки в корзине не виден. Человек не может заказать товар и не понимает почему.
Да, никакой сложный ресурс не будет работать идеально на 100% устройств в силу разных технологий, устаревших браузеров и так далее, однако нужно постоянно стремиться к этим 100%, а для этого:
Обязательно масштабно протестируйте сайт перед запуском.
- Дайте способ людям сообщить об ошибке — строка в футере, кнопка на важных страницах, поп-ап по кнопке, иной способ.
- Поощряйте пользователей за найденные ошибки.
- После исправления ошибки — тестируйте еще раз. Нередко, исправление одной ошибки влечет за собой новые в других местах.
Про ошибки в мобильных приложениях вообще можно писать вечно. На моей практике, 7/10 приложений, выпущенных в Маркет — имеют существенные ошибки, которые можно “поймать” на части популярных устройств.
Наняли студию? Не жалейте выделить небольшой бюджет на другую студию, которая делает QA или наймите фрилансера-специалиста с большим количеством устройств и стойкими навыками тестирования в консоли. Окупится — многократно.
Пытались уложиться в бюджет / сэкономили
Планируете редизайн? Заготовьте рыночный бюджет. Не стоит пытаться сэкономить, просто потому что студия найдет способ сэкономить — на вас. Поставят более дешевого специалиста на одном из участков работ, некоторые этапы — выкинут или возьмут из другого проекта, поменяют “шапку документа”, данные и вперед. Тем более нет смысла экономить, когда сайт — основной источник ваших лидов.
Как известно, сайт можно сделать за 10.000 рублей, за 100.000 рублей, за 1.000.000 рублей. И в каждой нише компания вряд ли откажется от заказа и постарается убедить вас заказать именно у них. Поэтому, самым разумным путем будет собрать N предложений от активных участников рынка с опытом в редизайне и выбрать по кейсам.
При этом, не забывая нанять студию, которая будет перепроверять каждый этап работ. Это стоит, как правило, не более 10% от цены самой работы, но позволяет сэкономить много нервов и денег в будущем.
Не контролировали каждый этап работы
Доверяй, но проверяй. Стоит понимать, что каждый делает бизнес. Бизнес будет всегда стараться сэкономить на чем-либо и максимизировать прибыль. На каких-то этапах экономия допустима, на каких-то — совершенно неприемлима.
Поэтому, по каждому этапу работ, обсужденному заранее, у вас должно быть четкое представление результата до начала работ и фактический результат на руках. Если вы понимаете этот результат — хорошо, не понимаете и не готовы с уверенностью трактовать — обратитесь к профессионалу, который разложит все по полочкам.
К сожалению, мы все — люди, а значит — мы ошибаемся. Иногда, опытные маркетологи делают неверные выводы, потому что просто заработались или спешат домой. Контролируя каждый этап работы, вы минимизируете степень влияния человеческой ошибки, а с привлечением внешнего специалиста — заодно и сами разбираетесь подробнее в сути вопроса.
Недостаточно участвовали в проекте
Нередко встречается ситуация, когда заказчик просто предоставляет доступ к Метрике и слезно просит решить проблему, при этом на дополнительные вопросы ответы приходится ждать днями, а получить хотя бы часть базы пользователей для проведения опроса — невозможно.
Но, к сожалению, мало отдать вопрос на откуп “хорошей студии” и забыть. Планируя редизайн — будьте готовы участвовать самостоятельно не менее 10-15 часов в месяц или привлеките хотя бы 2 сотрудников, которым доверяете.
Подытожим
Приходите с целью, просто “кажется, наш сайт устарел” мало
- Выбирайте студию ответственно и приготовьте адекватный бюджет
- Участвуйте в проекте и словом, и делом
- Будьте готовы погрузиться в аналитику самостоятельно или имейте специалиста, который в этом вам поможет
- Перепроверяйте каждый участок работ и сверяйте видимые результаты с ЦА
Спасибо вам за прочтение материала и замечательно, если вы почерпнули для себя что-то новое. Буду рад вашей подписке и обратной связи! Анонсы новых материалов на VC и в других площадках — всегда на моем канале.
Как дизайнер дополню: бывает что клиент слишком много участвует в процессе и не понимает, что дизайн делается не для него, а для его пользователей.
Так что недостаточное участие в проекте иногда не так плохо))
Хех это как с фильмами Стивена Кинга)) Все фильмы где он пытался как то управлять процессом провалились, зато те что делали самостоятельно стали кассово успешными)
Вот я бы начинал с чего-то простого с такими заказчиками, чтобы заранее понять где ждут трудности...
Виктор, спасибо за понятный и полезный материал. Особенно интересно про новизну и про разумную осторожность с креативом. Хотелось бы чек-лист на тему: как выбрать студию и понять адекватный бюджет. Был негативный опыт и для непрофессионала довольно сложно вести переговоры со специалистами, которые засыпают тебя специфической терминологией. Буду признательна за ссылку, если такой материал уже есть.
Если вас засыпают специфичной терминологией, понимая что вы в этом не ориентируетесь, - то вас просто раскручивают на бабки, как в платной клинике, назначая 100500 анализов и процедур, из которых вам реально нужны одна-две.
Первое, что вам надо сделать - это четко поставить задачу, сформулировать, какую именно задачу нужно решить. В хорошей студии будет как минимум адекватный менеджер, который будет разговаривать с вами на вашем языке и объяснит, как они собираются решить вашу задачу. Поговорите с такими менеджерами из нескольких конкурирующих студий, и уже будете более-менее ориентироваться. Другое дело, что и так тоже могут сделать говно, говно сделать можно всегда, от этого никто не застрахован. Но по крайней мере вы будете понимать, за что платите.
Для непрофессионала - лучше обзавестись профессионалом и ему поручить эту задачу за небольшой прайс :) про адекватный бюджет и веб-студии напишу в отдельном материале.
Много нового узнала! Спасибо за материал)