Как за год изменился российский рынок SMM? Большой разбор на примере малого бизнеса
В начале 2022 года никто не подозревал, что всего через пару месяцев всем нам придется адаптироваться к реалиям новой жизни: без иностранных платежных систем, товаров мировых брендов и давно привычных социальных сетей.
Спустя год с начала событий, мы встретились с предпринимателями — клиентами контент-студии OrgaSMM и попросили их рассказать о том, как перестройка рынка соцсетей сказалась на продажах, что им пришлось изменить в коммуникации с потребителем и какие каналы общения сегодня наиболее эффективны.
О наших гостях
Георгий Демин владеет собственным брендом мужской косметики, а Катя Севостьянова — гончарной мастерской и уютной творческой студией. Оба предпринимателя активно используют социальные сети в качестве основного инструмента продаж.
Какие соцсети выбирают предприниматели?
По усредненным данным статистики последних лет большинство игроков рынка малого и среднего бизнеса для продвижения в социальных сетях использовали ресурсы Instagram*, Facebook* и ВКонтакте.
В марте прошлого года все активно заговорили о скорой блокировке Instagram* и необходимости поиска новых каналов коммуникации. Многие бренды сместили свой фокус на мессенджеры (одних только Telegram-каналов в подписках у каждого сегодня наберется минимум с десяток). А кто-то, опасаясь блокировок и этих сервисов, решил довериться старожилу и лидеру social-media сегмента Рунета — сети ВКонтакте.
О расходах на рекламу
Уход с рынка зарубежных брендов существенно поменял затраты игроков на рекламу. К первому полугодию 2022 года в топ-10 рекламодателей в социальных сетях остались только российские компании.
Отечественные компании стремятся заместить ушедших конкурентов на рекламном рынке и ощутимо наращивают бюджеты на продвижение. Однако, сделать это в полном объеме пока не удается: по данным АКАР в первом полугодии 2022 года совокупный бюджет на рекламу снизился на 6% по сравнению с началом 2021 года и составил порядка 250 млрд рублей.
Важно отметить, что рынок диджитал-маркетинга просел гораздо сильнее — на 30%, а общие затраты рекламодателей на ведение социальных сетей — ровно вдвое (в 2022 к 2021 году).
Вместе с бюджетами падает и общая заинтересованность населения в совершении спонтанных покупок. По данным Росстата в течение 2022 года наблюдалось перманентное снижение индекса потребительской активности и реальных доходов населения.
Соцсети в реалиях российского бизнес-рынка часто воспринимают как чисто имиджевое направление, и только малый и средний бизнес использует их как активный инструмент продаж.
Про Instagram*
До марта прошлого года Instagram* играл лидирующую роль в продвижении услуг среди соцсетей. В связи с блокировками и массовым использованием VPN статистику по реальным охватам этой соцсети за этот год собрать сложно.
Наши собеседники признаются: охваты в Instagram* существенно снизились, реклама и таргетинг в этой соцсети недоступны, а продажи в ней достигли минимальных значений. В связи с этим Катя практически полностью отказалась от сервиса для продвижения своего бизнеса.
Эту же проблему подчеркивают и независимые исследователи: ноябрьское исследование LiveDune, фиксирует снижение охватов в Instagram в диапазоне январь-ноябрь на 30—55%. Падению охватов сопутствует и снижение вовлеченности.
Про ВКонтакте
После блокировки в России Instagram* и Facebook* существенный рост заинтересованности ожидаемо произошел к крупнейшей отечественной соцсети ВКонтакте (+10% к среднесуточной аудитории января в июле — данные Mediascope).
Георгий отмечает, что аудитория ВК-аккаунта его бизнеса выросла несущественно, но стала гораздо активнее реагировать на публикации. Предприниматель давно развивает эту площадку и говорит, что тематика публикаций практически не изменилась, несмотря на изменения риторики многих smm-щиков.
«Политика и косметика далеки друг от друга, поэтому мы продолжаем развиваться в том же направлении, что и раньше»
Для гончарной мастерской Кати Севостьяновой ведение аккаунта ВК в новинку: раньше клиенты приходили через Instagram*. Специфика аудитории и формат постов новой социальной сети заставили почти полностью пересмотреть политику создания контента и продвижения постов.
«Мы сосредоточились на информативности, стало меньше уютных историй и рассказов. Плюс из-за сложных путей таргетинга клиентам стало сложнее нас найти»
О других площадках
Одной из крупнейших сделок 2022 года стало приобретение холдингом VK платформы «Дзен». Важным преимуществом в привлечении пользователей является прямая переадресация с бывшей стартовой страницы Яндекса yandex.ru. Поэтому среднемесячные охваты платформы в 2022 году даже превысили охваты ВКонтакте, а вновь встроенный формат вертикальных видео позволил существенно расширить и омолодить аудиторию.
Что касается новых площадок — бизнес-мессенджера TenChat, видеохостинга Yappy и других, то их формат работы скорее можно назвать экспериментальным: привлечь существенное внимание пользователей на конкурентном медиарынке им, кажется, непросто, но перспективных идей у создателей масса: посмотрим, как рынок отреагирует на новых игроков в новом году. Наша героиня Катя Севостьянова уже зарегистрировала странички в этих соцсетях, но ставку пока делает на VK.
Про доходы
Нашим собеседникам удается сохранять близкий к прошлогоднему уровень дохода. 3а 2022-й они смогли адаптироваться в измененных реалиях, освоить новые площадки и продолжить привлекать клиентов интересным контентом и качеством своих продуктов. За помощью в подготовке контента и грамотном ведении страниц ВКонтакте Георгий и Катя обратились в студию OrgaSMM. Мы полностью отвечаем за содержание страницы гончарной мастерской и генерируем контент для соцсетей косметического бренда Георгия.
Компенсировать возросшие затраты на продвижение Катя начала нестандартно: расширила ассортимент услуг, и предложила клиентам индивидуальные и групповые тематические мастер-классы. Георгий же делает ставку не на количество, а на сохранение качества своих товаров: говорит, что каждый постоянный клиент для компании — показатель правильного вектора в работе.
Что в итоге?
По результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы о том, как всего за год изменилось поведение предпринимателей в соцсетях:
- рекламные возможности в соцсетях сократились, но качественный контент по-прежнему интересен пользователям и соцмедиа остаются важным инструментом продаж для малого и среднего бизнеса;
- вслед за пользователями бизнес все чаще выбирает для работы отечественные онлайн-платформы, аудитория страниц ВКонтакте расширяется, растет спрос на универсальный контент для пользователей всех возрастов;
- для роста привлекательности страницы брендов должны быть наполнены гармоничным и интересным контентом. Грамотно выстроить коммуникацию с заказчиком в социальных сетях и подготовить эффектную начинку для каналов в соцмедиа поможет наша контент-студия OrgaSMM. Всем новым клиентам первая неделя ведения страницы в социальной сети — абсолютно бесплатно.
* - принадлежит компании Meta*, признанной экстремистской на территории РФ.
контент-студия OrgaSMM- название огонь
нужно еще логотип подстать, если вы понимаете о чем я
😎
Спасибо, друзья! Для нас это большой сюрприз! :3
Теперь мы не только партнеры, но и друзья - очень приятно было видеть такое персонализированное упоминание нашего бренда!
Спасибо ❤️🔥
Прямо в сердечко. Вам спасибо, что согласились принять участие
Посмотрел вкратце на ваше продвижение. Маркетплейсы, соцсети. Прекрасные отзывы, каталог товаров и т.д Но - цена мыла примерно в 10 раз выше обычного мыла. Я не понимаю, как это работает. Причем у конкурентов есть и подороже. "Ремесленное производство, с козьим молоком" ))) Есть ощущение, что бОльшая часть расходов у вас - это реклама. И от цены мало что зависит. У кого то мыло 300р, у кого то 500, у кого то 700 - а тексты примерно одинаковые.
Комментарий недоступен