Как не растерять всю прибыль в период распродаж
Период распродаж для бизнеса, особенно начинающего — время удивительное. С одной стороны, это отличный шанс сорвать куш и кратно увеличить аудиторию, с другой — риск растерять всю прибыль из-за роста операционных расходов.
В digital-агентстве Stik мы много работаем с онлайн-ретейлерами, поэтому знаем проблемы продавцов на распродажах: от непроработанной товарной матрицы до испорченных во время доставки товаров. Расскажем, как подготовить бизнес к периоду высоких нагрузок и об инструментах, которые облегчат вам жизнь и сэкономят деньги.
Те, кто лучше воспринимают информацию в видеоформате, могут посмотреть вебинар нашего СЕО Александра Стихарева с командой RetailCRM:
Далее будет текстовая версия с основными мыслями, выводами и практическими советами.
Какие инструменты помогут справляться с ростом операционных расходов
Основная сложность, с которой сталкивается бизнес в начале пути – это рост операционных расходов.
Применительно к распродажам основные причины этого:
- увеличение стоимости производства;
- увеличенная стоимость логистики;
- увеличенное количество возвратов товаров;
- процент утерянных или испорченных товаров в момент доставки (виновными могут быть транспортные компании, маркетплейс, сами покупатели);
- увеличение ФОТ для обработки всех заказов;
- слишком большие скидки (и как следствие — уменьшение среднего чека), съедающие валовую маржинальность;
- увеличение стоимости привлечения клиентов;
- не проработана товарная матрица.
Часть проблем может решить правильная работа с базой клиентов и аналитика:
- Анализ ABC/XYZ – c его помощью определяют, какие товары имеют стабильный спрос, а какие продаются редко и генерируют минимум прибыли
- RFM-анализ – с его помощью делят покупателей на группы в зависимости от суммы покупок и их регулярности. Это надо для выявления ключевых покупателей и разработки принципов работы с каждой группой клиентов
Если подходить к таким моментам системно, то можно сыграть на опережение и не только пережить моменты высоких нагрузок в период распродаж, но и вырасти.
Многие привычные рекламные каналы «отвалились». Как быть?
Для начала проговорим важную вещь – редкий бизнес закладывает маркетинг в стоимость товара. Это проблема №1, которая не позволяет бизнесу расти. Ведь на выходе получается, что бизнес тянет деньги из операционки на выживание, а не развитие. Не надо так.
Если говорить о рекламе, то многие сейчас хотят перестраховаться и защитить свой бизнес от колебаний на рынке. Поэтому разумнее всего использовать сразу несколько рекламных каналов и не зависеть от одного конкретного.
Поскольку Google Ads недоступен в РФ, единственный performance-канал, который у нас сейчас работает – Яндекс.Директ. Аукцион там регулярно греется, реклама дорожает, но выбора нет. А результаты на наших e-com проектах со средним чеком 15к и выше говорят о том, что он действительно работает.
Исходя из нашего опыта, ВК и MyTarget лучше работают на низких импульсивных чеках и в регионах, а не в Москве или Питере. Там хорошо идут товары ценой меньше 5к и зачастую покупаемые в порыве импульса — увидел, захотел, купил.
А что с запрещённой сетью с картинками?
На мой взгляд, Инсте в наших реалиях со временем станет только хуже. Аудитория будет и дальше «отваливаться»: люди будут реже заходить, меньше проводить времени на площадке и как следствие — шанс человека заметить пост бренда будет минимальным.
Если компании до сих пор работают с Инстой, то делают они это в основном с текущей базой. Хотя и она со временем отвалится: у людей меняются интересы, аудитория взрослеет, переезжает и т. п. А вот привлекать новую аудиторию с каждым днём становится только сложнее.
Как сейчас вести коммуникацию с пользователями
Помимо рекламы важно обращать внимание на конверсию. На неё влияют и быстрота обработки заказов, и общение с потенциальными покупателями. В коммуникации важно применять персонализацию — назвать покупателя по имени, своевременно обработать его заявку и т. д.
Инструменты, типа RetailCRM, в маркетинге важны для работы со всей базой покупателей, включая тех, кто обращался, но не совершил покупку. В подобных системах удобно сегментировать аудиторию.
Сегменты с последующей персонализацией можно применять в работе с рекламными каналами:
- Яндекс.Аудитории;
- Яндекс.Директ;
- ВКонтакте и MyTarget;
- Почтовые и SMS-рассылки.
Например, рассылки бессмысленно делать по всей базе. Куда эффективнее рассылать сообщения по конкретным сегментам, предлагая именно то, что будет интересно отдельно взятому сегменту.
У нас есть клиент, fashion-бренд сегмента middle+, новая аудитория к нему заходит на низкий чек (до 10к), чтобы познакомиться с качеством продукции, сервисом, а уже потом переходит к более дорогим категориям. Нет никакого смысла «новичкам» сразу же предлагать самые дорогостоящие позиции, которые их только оттолкнут. Поэтому они всегда делают рассылки по сегментам.
Советую выделять товары, которые привлекают внимание определённой аудитории и направлять ей месседжи с упором на них.
А также не забывайте про сопутствующие продажи (то, что предлагают купить к основному товару). На проектах наших клиентов блоки луков и похожих товаров на сайтах дают увеличение чека чуть ли не в 2 раза.
Подготовка и проведение распродажи: что делать на старте и как справиться с наплывом покупателей после
При подготовке к распродаже, в первую очередь, надо выделить маржинальные товары и посмотреть глазами клиента, выгоден ли ваш ключевой оффер и какие есть риски у покупателя в моменте.
Чтобы оффер был действительно выгодным (как для вас, так и для клиентов), надо дать реальную скидку при определённых условиях. Например, при оформлении заказа через конкретный канал или за регистрацию на сайте, за скачивание приложения и т. д.
Можно, конечно, повысить цены и понизить их на праздники для создания иллюзии выгоды. Но это легко отследить, а репутацию поправить сложно.
Лично мы против больших или искусственных скидок.
Клиентам рекомендуем увеличивать средний чек и добавлять покупателю плюшек. Например, давая скидку только при покупке трёх товаров в одном чеке или предоставляя в качестве бонуса дополнительную услугу (уникальный дизайн, бесплатная доставка, гравировка и т. д.).
Важно не только подготовиться к самой распродаже, но и работать с аудиторией после ивента.
Чтобы покупатели оставались с вами, давайте им бонусы. Например, вкладывайте скидочный купон на следующую распродажу или дайте возможность приобрести товары определённой категории в ближайшие 3 месяца по особым ценам.
Помните о том, что, например, на 8 марта мужчина покупает подарки не только жене, но и матери, сестре, тёте, коллегам. Облегчите ему жизнь — дайте бонусов, и он вернётся к вам :)
Предложите клиентам купить подарки и на другие праздники. Запланируйте активности, чтобы увеличить частоту и количество покупок.
Не забывайте также, что у всех доставок большая загрузка на праздники. Увеличиваются сроки доставки, растёт число потерь заказов. Поэтому важно иметь план Б – предварительно договориться с другими доставками, которые смогут по приемлемой цене отгрузить товар в экстренной ситуации. Во многих CRM есть опция подключения нескольких интеграций на такие случаи.
При работе в периоды распродаж растёт важность человеческого фактора. Подумайте, чтобы создать для своих сотрудников менее стрессовые условия при аврале. Просто автоматизируйте самые простые процессы и «бутылочные горлышки».
Если сотрудник на менеджмент тратит 20 мин, он может выполнить максимум 24 заказа в день. Единственный способ масштабирования в таких условиях – увеличение количества людей.
Если же у специалиста уже автоматически настроено оформление доставки, предварительно заполнены какие-то поля, он может быстро отправить письмо в CRM, на заказ может уходить до 5 минут. Эффективность возрастает в 4 раза.
Легче масштабировать бизнес, когда система настроена.
Это все поможет избежать большого количества возвратных товаров, роста операционных костов.
Кроме того, заложите деньги на непредвиденные расходы, которые смогут покрыть потери, возвраты, связанные с тем, что не правильно проконсультировали, не то отгрузили и т. д. А если вы реально накосячили, то заготовьте сорри-презенты, чтобы не растерять базу. Заработаете в следующий раз.
Чтобы вы ничего не упустили, мы подготовили для вас чек-лист:
Если остались вопросы – пишите в комментариях. А если вас интересуют услуги по продвижению бизнеса в онлайне, пишите нам на почту hi@stik.pro или в наш Telegram-бот.