Кейс: ЛК для гос. энергокомпании. Рабство у 1С-ников, потоки данных, ЭЦП, ЕСИА, аналитика и интерфейсы
История одного крупного проекта, где меня окружили 1С-ники и не хотели выпускать из офиса заказчика. Цифровизация процесса технологического присоединения для крупной гос.компании, с глубокой предпроектной аналитикой. Покажу все процессы, артефакты, схемы и расскажу истории поездок к ним в офис.
Дело было в одном из северных регионов РФ. Конкретнее сказать не могу, ибо меня опять найдут и увезут эти ребята, ахаха)
Начиналось всё как в обычном проекте. Мы с командой погружаемся в задачу, знакомимся с заказчиком, собираем всю информацию и начинаем готовить первые артефакты по аналитике.
Мета-прототипы
В первую очередь надо было определиться с тем, какой будет набор экранов, какие на них функции и чем будут отличаться личные кабинеты (далее ЛК) физических и юридических лиц (далее ФЛ и ЮЛ).
Для этого накидали супер-высокоуровневые вайрфреймы, как мы их называем — мета-прототипы. Это позволяет без сильных временных затрат прикинуть картину всего сервиса.
Сначала общий список всех экранов:
Тут мы уже на брифинге понимаем, что потребуется интеграция с:
1С. Так как процесс технологического присоединения происходит на текущий момент там — мастер-системой останется 1С. Туда вручную вносились данные менеджерами, а мы сделаем возможность наполнения пользователями через ЛК.
ЕСИА. Технологическое присоединение — это не продуктов заказать в Ленте, поэтому для авторизации и верификации пользователей необходимо интегрироваться с Госуслугами. Тогда все пользователи будут проверенными и у них будет подтягиваться часть необходимых данных для заполнения заявки.
ЭЦП. ЭЦП — это электронная цифровая подпись. Сейчас уже вроде называется просто ЭП (электронная подпись). Некая штука, как правило на носителе в виде флешки, которая заменяет офлайн присутствие. Нужна для ЮЛ, чтобы подписывать документы онлайн прямо внутри сервиса, так как через ЛК смогут отправлять заявки не только ФЛ, но и различные организации. А также при помощи ЭЦП можно авторизоваться.
Ну и становится очевидно, что набор экранов и процессы у ФЛ и ЮЛ будут отличаться, поэтому разбираем каждую роль отдельно:
Физические лица:
Юридические лица:
Тут добавляется ЭЦП, меняются немного данные в профиле и так далее.
На этапе вот такого высокоуровневого проектирования гораздо проще формировать и задавать вопросы. Ты, как проектировщик, сначала накидываешь общую картину, затем концентрируешься на каждом отдельно взятом экране и пытаешься максимально до него докопаться.
Задаешь вопросы:
— а что будет на этом экране по контенту?
— а по функциональности?
— а какие есть неизвестные / подводные камни / сложности?
И сразу прям на этих мета-прототипах подсвечиваешь плашками свои вопросы, которые потом также гораздо проще обсуждать с клиентом, ибо он тоже видит контекст.
Это не просто абзац текста в ТЗ, а уже конкретный экран и вы обсуждаете набор элементов для этого экрана. В общем, подобная визуализация супер помогает.
В аналогичном формате помимо авторизации, регистрации и профилей разбираем подачу заявок, список заявок и сам процесс присоединения.
Детализация прототипов
Когда при помощи мета-прото мы получили понимание по экранам и контенту для них — можно приступать к стадии детализации интерфейса, чтобы обсуждать каждый экран ещё глубже.
Этот проект был сделан в Axure версии 7 вроде, поэтому красотой прототипы не блещут, но свою задачу на проекте выполнили — показали наборы данных для каждого экрана.
Тут уже видно как происходит авторизация, при помощи какой связки, как регистрируется пользователь, какие поля заполняет ФЛ, какие ЮЛ, какой набор параметров в списке заявлений, как выглядит деталка, какой набор статусов и как примерно будет выглядеть ключевое — форма подачи заявления.
Но разумеется это всё верхушка айсберга, ибо ключевое тут — детально проработать форму подачи заявления, понять как передавать данные в 1С, как между собой будут взаимодействовать 1С и наша система в процессе выполнения заявки (смена статусов, загрузка документов и тд), какие потоки будут настроены и ещё кучу всего. Как это понять? Опишу в следующей главе.
Интеграции и поездка к 1С-никам
Эта часть была самой сложной... если на этапе погружения в проект мы общались с небольшой командой со стороны заказчика, где просто выясняли как у них работает процесс и как должен работать, формировали прототипы, оперативно согласовывали и всё было отлично. То тут появляются они — 1С-ники))0
Это тоже разработчики, но на стороне заказчика, которые администрировали текущую 1С-ку, а тут пришли мы и говорим:
— нужно модернизировать форму;
— теперь данные будут приходить из другой системы и их надо подружить;
— 1С тоже должна отдавать данные в другую систему, когда там происходят определенные действия.
И так далее. Им, конечно же, это всё не понравилось и начались переговоры))
Катался на встречи в основном один, при необходимости подключал разработчиков по видеосвязи.
Ну и к таким поездкам я, разумеется, основательно готовился. Сделал схемы процессов, которые предварительно с заказчиком и командой разработки согласовал. Настал момент обсуждения интеграции с 1С и они позвали своих разрабов в кабинет.
И тут понеслось))
Стрелки у меня неправильные, блоки надо подписывать по-другому, большие схемы не подходят надо разбить на маленькие и так далее.
Как говорится: «я всё это хаваю, у меня нет выбора» и говорю им:
— Окей, ребят, правки понял, обсудим их целесообразность с командой разработки и вернемся с обратной связью.
Вроде базовая ситуация, после которой обычно следует: «Хорошо, будем ждать», но не в этот раз. Они говорят:
— Нет, нифига. Садись вот тут со своим ноутбуком и делай всё при нас, мы будем смотреть. Никуда ты не едешь.
Напряжение конечно наросло в этот момент...
Благо я смог достучаться до их руководства, чтобы они выпустили меня к нашим разработчикам и я смог выбраться из их офиса. Но они прям долго ещё настаивали, а мне приходилось взывать к их разуму, объясняя что мне надо обсуждать это всё с командой разработки, а не только с ними и ваще сидеть делать схемы, когда за тобой стоят 3 чела — так себе тема))
По итогу схемы частично скорректировали, частично объяснили ЛПРу, что тут мы всё сделали правильно и менять ничего не нужно, потом вместе с ним объясняли это 1С-никам. Но по итогу всё миром закончилось))
Дополнительная документация
Ну и чтобы интеграция прошла гладко, надо было не только схемы показать, но и:
— описать все поля,
— тип данных в них,
— построить маппинг между нашей системой и 1С, учитывая их названия полей (многие из которых они не захотели менять и разбивать в отдельные поля);
— возможные значения (ну там макс длина символов, маски ввода и тд);
— описать потоки с сущностями (с контрагентом, с заявлением, со справочниками).
Короче всякие большие эксельки, в которых мы с разработчиками всё прописывали, а я потом это всё дело согласовывал с 1С-никами.
За разработку, кстати, отвечали ребята из студии «Рецифра» — они работают с госами и имеют богатую экспертизу в подобных проектах с точки зрения разработки, а мы — по аналитике и интерфейсам)
Проект мы запустили, он успешно показал себя — через наш ЛК прошло более 10 000 технологических присоединений объектов, и люди смогли вместо поездок в офис всё делать у себя за компьютером.
Такой вот веселый и непростой проект получился. Но такова уж наша специализация — делать сложные задачки и интерфейс для них)
Подписывайтесь на тг-канал, где я рассказываю ещё больше всяких историй из проектной деятельности, пишу про UX в реальной жизни и про развитие студии интерфейсов UXART.
Ну а если ищите кого-то, кто потянет помочь вам сделать сложный проект — пишите мне в ЛС телеграма или переходите на наш сайт, там есть форма и почта:
• Статья описывает проект по цифровизации технологического присоединения для крупной гос.компании.
• Команда погружается в задачу, знакомится с заказчиком и собирает информацию для подготовки артефактов по аналитике.
• Мета-прототипы используются для определения набора экранов, функций и различий между личными кабинетами физических и юридических лиц.
• Проект включает интеграцию с 1С, ЕСИА и ЭЦП для авторизации и верификации пользователей.
• Разбираются каждая роль отдельно: физические лица и юридические лица, с учетом различий в наборе экранов и процессах.
• На этапе детализации интерфейса обсуждаются каждый экран и детали процесса присоединения.
• Интеграции и поездки к 1С-никам были сложными, но удалось достичь соглашения после обсуждения и корректировки схем процессов.
• Для успешной интеграции необходима дополнительная документация, описывающая поля, типы данных, маппинг между системами и возможные значения.
• Проект успешно показал себя, через ЛК прошло более 10 000 технологических присоединений объектов.
Спасибо, Андрей ГПТишевич))
Выглядит как разоблачение))
Суровые будни аналитиков))
Чётко, структурно! Отличный кейс! И в работе с b2g - респект!
Ого. В B2G работать вообще очень сложно. Но вам удалось, респект!