Как быстро находить идеальные дизайн-решения в сложных задачах?

Привет! Меня зовут Никита, продуктовый дизайнер, собираю сильные и интересные ux-референсы.

В этой статье я чётко и структурировано показываю, как можно использовать концепции ТРИЗ в дизайне. А именно, что такое ТРИЗ, плюсы и минусы этой теории, как она помогает решить любую проблему, какие концепции ТРИЗ бывают и как их использовать в дизайне.

Как быстро находить идеальные дизайн-решения в сложных задачах?

Что такое ТРИЗ

ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) — систематический метод для решения нестандартных проблем и генерации новых идей. Её главная идея заключается в том, что в основе большинства проблем лежат общие закономерности. Поэтому существует набор принципов и инструментов, которые могут помочь решить эти проблемы. Часть этих принципов мы разберём в этом материале.

Где применяется ТРИЗ сейчас

— Инженерия и технологии;
— Менеджмент и бизнес;
— Исследования и разработка;
— Маркетинг и продажи;
— Интерфейс и пользовательский опыт.

Алгоритм решения любой проблемы

Сначала расскажу как я раньше решал проблемы: просто перебирал решения под проблему…

Как быстро находить идеальные дизайн-решения в сложных задачах?

Другими словами, я просто перебирал разные решения методом «проб и ошибок», тратил много времени и надеялся на удачу. Выглядит это примерно так:

Как быстро находить идеальные дизайн-решения в сложных задачах?

ТРИЗ же дает очень понятный алгоритм:

Как быстро находить идеальные дизайн-решения в сложных задачах?

В этом материале мы разберёмся с этапом, когда мы только формулируем ИКР (Идеальный Конечный Результат), а в следующем материале речь пойдёт про противоречия и конфликты.

Концепция №1 — Идеальная система

Это закономерность развития любой системы. Звучит так — идеальная система та, которой нет, но ее функции выполняются.

Конечно, идеальность не нужно понимать буквально. Идеальность — представление об идеальности, направление, приближение к идеалу. На пути к идеалу необходимо стремиться избавиться от лишних, ненужных, неэффективных элементов. При этом важно помнить, что улучшать объект нужно так, чтобы система не потеряла смысл, не снизилась функциональность и в целом увеличился КПД системы.

Полезное действие системы стремится к бесконечности, а конструкция или вредный эффект уменьшается (стремиться к 0).

Примеры из жизни. Телевизоры

Полезное действие телевизора (трансляция изображения) во всю ширину и высоту самого телевизора, а конструкция становится тоньше

Как быстро находить идеальные дизайн-решения в сложных задачах?

Такой же принцип и в следующих примерах. Пылесосы:

Как быстро находить идеальные дизайн-решения в сложных задачах?

Компьютеры:

Как быстро находить идеальные дизайн-решения в сложных задачах?

Домашняя аудиосистема:

Как быстро находить идеальные дизайн-решения в сложных задачах?

Наушники:

Как быстро находить идеальные дизайн-решения в сложных задачах?

Продуктовые магазины:

Как быстро находить идеальные дизайн-решения в сложных задачах?

Банки:

Как быстро находить идеальные дизайн-решения в сложных задачах?

Концепция №2 — Идеальный конечный результат (ИКР)

Это идеальное, оптимальное состояние системы или продукта, которого следует достичь при решении проблемы или улучшении существующего решения. ИКР описывает желаемое, конечное состояние системы, в котором нет никаких недостатков, противоречий или проблем.

В дальнейшем ИКР используется как целевой ориентир при генерации идей.

Другими словами: начинаем решать задачу не с начала, а с конца. Да, реального решения мы не знаем, но мы можем представить идеальный конечный результат. Как бы нам хотелось, чтобы это задача была решена в идеальном случае? Именно такое представление открывает для нас самые сильные решения. Находим идеи очевидным и понятным путем, а не случайным:

Как быстро находить идеальные дизайн-решения в сложных задачах?

Как формулировать

ИКР можно разделить на усиление полезного действия или устранение вредных эффектов или конструкции. Для каждого направления есть свои формулировки. Они могут быть абсолютно разные — здесь представлены лишь те, которые я чаще всего встречал как шаблон. Но нас никто не ограничивает в формулировках)

Усиление полезного действия:
1) Задача решается сама собой;
2) Процесс или система достигают максимальной эффективности без создания нежелательных эффектов;
3) Задача решается без каких-либо дополнительных затрат или ресурсов;
4) Решение проблемы не вызывает появления новых проблем или недостатков;
5) «Полезное действие»/«функция» системы «Х» обеспечивается без участия системы «Х»;
6) Проблема полностью устранена без затрат и создания новых нежелательных эффектов.

Устранение вредных эффектов или конструкции:
1) Негативный эффект исчезает сам по себе без каких-либо усилий;
2) Система или продукт автоматически нейтрализует негативный эффект без дополнительных действий;
3) Проблема устраняется без создания новых проблем или недостатков;
4) Негативный эффект устраняется без воздействия на другие элементы системы или окружающую среду;
5) То, что нам мешает, то нам и помогает;
6) Система (или ее элемент) «Х», которая создает негативный эффект «Y» полностью устраняет эффект «Y» сама без использования дополнительных затрат.

Примеры ТРИЗ в дизайне

Начну со своих примеров.

Проект 1

Контекст: сотрудник хочет повысить или понизить цены в своем магазине. Для этого он загружает или самостоятельно указывает новые цены. Но для повышения цены для каждого товара нужно заполнить всего 4 поля, а для понижения 5 полей. Поэтому, в первой версии мы разделили эти 2 загрузки: отдельно на повышение

Как быстро находить идеальные дизайн-решения в сложных задачах?

и отдельно на понижение цены:

Как быстро находить идеальные дизайн-решения в сложных задачах?

Позже я решил объеденить оба процесса в один. Сформулировал так: «Пусть система сама определяет "понижение или повышение" и в зависимости от случая — сама подсказывает какие поля надо заполнять на экране».

То есть, изначально сотрудник видит поля для «повышения цены» (потому что их меньше) → система определяет по полю «Причина изменения цены» и сама подсказывает какие поля надо дозаполнить:

Как быстро находить идеальные дизайн-решения в сложных задачах?
Как быстро находить идеальные дизайн-решения в сложных задачах?

Проект 2

Контекст: когда сотрудники магазина находят аналог своему товару в магазине конкурента, они указывают внутри мобильного приложения название товара конкурента, цену и тд.

Вбивание названия товара конкурента → самый сложный этап. Пользователи не хотели или не могли заполнить товар конкурента слово в слово… Вместо названия товара конкурента «Пила дисковая Wesco WS2393.9 1ForAll 18V , Без ЗУ, Без АКБ» получалась как-то так: «Пила диск веско».

ИКР: поле «Название» заполняется самостоятельно без участия пользователя.

Инструменты, которые нам помогут достичь такой результат:
— сканирование текста:

Как быстро находить идеальные дизайн-решения в сложных задачах?

— использование названия нашего товара;

Как быстро находить идеальные дизайн-решения в сложных задачах?

— подсказки во время заполнения.

Как быстро находить идеальные дизайн-решения в сложных задачах?

Примеры из вне

Пример 1: Ошибки

Когда пользователь заполняет форму и пропускает какое-то поле или ошибается при его заполнении, то он не может отправить форму, потому что необходимо исправить ошибку. Один из вариантов ИКР: поле само говорит о том, что оно не заполнено или есть ошибка.

Как быстро находить идеальные дизайн-решения в сложных задачах?

Усиляем ИКР: поле не только скажет, что в нём есть ошибка, а ещё и укажет, что за ошибка.

Как быстро находить идеальные дизайн-решения в сложных задачах?

Усиляем ИКР: поле само исправит ошибку или просто не даст возможности ошибиться.

Пример 2: Создание аккаунта

В этом кейсе я предполагаю, как все развивалось

Создание аккаунта обычно состоит из уникального id и генерации надежного пароля. Яндекс просто говорит сколько символов нужно:

Как быстро находить идеальные дизайн-решения в сложных задачах?

Mailchimp требует использовать определенные символы:

Как быстро находить идеальные дизайн-решения в сложных задачах?

Такие требования могут быть сложными и именно шаг «Генерация пароля», скорее всего, имеет самую низкую конверсию. Идеальное поле с вводом пароля — такое поле, которое соответствует правилам надежного пароля, имеет конверсию в заполняемость 100% и заполняется само (без пользователя) . Именно такое решение предлагает Timeweb:

Как быстро находить идеальные дизайн-решения в сложных задачах?

Пример 3: Поиск в книгах Горбунова

Бюро Горбунова реализовали идеальный поиск книг: его нет ни на одной странице, но при этом его функции выполняются. Не надо отдельно нажимать поиск → просто вводи ключевое слово или номер страницы и система сразу же откроет окно с поисковой строкой и результатами поиска.

Где применять ТРИЗ в дизайне

— Решение проблем и задач;
— Работа над новым продуктом, флоу или элементом;
— Общение с разработчиками;
— Пользовательские исследования;
— Решение ошибок в дизайне;
— Везде, где надо решать нестандартные проблемы, создавать новые продукты или флоу и преодолевать противоречия.

Плюсы ТРИЗ

ТРИЗ предлагает ряд инструментов и техник для анализа проблемы, выявления противоречий и генерации новых идей для их разрешения. Благодаря своей системности и фокусу на уже существующих решениях, ТРИЗ сокращает время для разработки новых продуктов или улучшения существующих. Одна из ключевых концепций ТРИЗ — методы решения противоречий, которые помогают найти решения, удовлетворяющие требованиям обеих сторон.

Минусы ТРИЗ

Концепции и методы могут быть сложными для понимания и применения. Недостаточное знание области применения снижает эффективность метода, не даёт конкретных решений, а лишь задаёт направление. ТРИЗ применима только для нестандартных проблем. ТРИЗ основана на анализе прошлого опыта и принципах эволюции технических систем, поэтому есть риск застоя в развитии и ограниченности мышления в рамках существующих концепций. Применение ТРИЗ может потребовать времени и усилий относительно конкретной проблемы и поиска идей, что не всегда подходит, когда нужны мгновенные результаты.

Вывод

Идеальный вывод — вывод, которого нет, а его функция выполняется))

В следующем материале — как решать противоречия и конфликты — то, что нам мешает сделать идеальное решение!

Оцени статью, пожалуйста. И спасибо за внимание!)

Каждый день я качаю насмотренность в UX, а сильные и интересные референсы собираю в телеграм-канале.

1414
6 комментариев

Жаль, что банки так изменились, шариков в отделениях сейчас не хватает) Спасибо за статью!

2
Ответить

Не так давно решил взяться за изучение «ТРИЗ» и понял, что ничего не понял, поэтому решил, что не смогу найти применение для себя)) может быть это от моего слабоумия…НО, В этой статье ТРИЗ открылся для меня совсем с другой стороны - понятный и доступный к применению! 🤝

Спасибо автору, моему брату, за такую работу, раскрытие этого инструмента, который теперь мы можем применять во всех сферах, особенно в ДИЗАЙНЕ! ❤️

1
Ответить

Спасибо, брат!
Но скорее ты прав почему не смог найти применение ТРИЗ для себя ранее...

1
Ответить

Интересненько... начал думать, как применить к своему проекту, но что то идет со скрипом=)

1
Ответить

Спасибо за комментарий) в личке обсудим)

Ответить

Самое интересное и сложное в применении ТРИЗ это правильно сформулировать противоречия. Надеюсь прочитать об этом в следующей статье.
Вообще, теория применение ТРИЗ для продуктовых задач напрашивается. Сам думал об этом не раз. Там же тоже есть фреймворки для разных отраслей. Для разработки ещё не встречал.

Ответить