Запуск специальной серии билетов гослотерей или как с помощью дизайна создать новогоднее чудо
Эксперимент лаборатории дизайна «Столото» доказал, что работа над визуальной составляющей даже такого, казалось бы, традиционного советского продукта как лотерея, может изменить отношение аудитории к целой категории и заставить не только пересмотреть свои взгляды на участие в лотереях, но и по-настоящему поверить в новогодние чудеса.
На примере выпуска специальной серии билетов «Жилищной лотереи» рассказываем о формировании дополнительной ценности с помощью визуальной коммуникации, а также о роли креаторов в восприятии продукта.
В чём кейс
Сегодня государственные лотереи предлагают своим участникам все популярные в мире форматы лотерей. Это и тиражные, где билет продается с заполненными числами, и лотереи, где самому нужно выбрать числа и, конечно, бестиражные лотереи (или в народе – «моменталки»). При этом, флагманом остается всенародно любимый бренд «Русское лото», доброй традицией которого уже стал новогодний розыгрыш миллиарда. В период обширной предновогодней рекламной кампании «Русского лото» особенно трудно поддерживать прочие лотерейные бренды портфеля компании. А ведь участников лотерей действительно много, и необходимо удовлетворить интересы и потребности каждого.
"Лотерейный билет — это не новое кресло, в котором вы будете удобно посиживать ближайшие 5-10 лет, и даже не любимая шоколадка, чтобы растянуть удовольствие на полчаса за чашечкой чая. Он пробудет у вас в руках лишь несколько минут: когда вы его покупаете, проверяете результаты розыгрыша и, в случае победы, приходите получать выигрыш. Создать эмоциональный контакт, ободрить человека, настроить его на праздничный лад, подарить мечту — и всё за это время? «Столото» принимает вызов"
Для кого работаем
Мало найдется тех, кому не нужен свой дом или не хочется уюта. Даже те, у кого это всё есть, не отказались бы улучшить свои жилищные условия. Молодые люди, семьи с маленькими детьми, большие семьи, живущие в небольших квартирах, те, кому хотелось бы переехать поближе к новым перспективам — россиян, которым не помешал бы шанс осуществить такую мечту, великое множество. В этом году, оказавшись в самоизоляции, они особенно остро ощутили важность комфортного личного пространства.
В общем, поклонников у «Жилищной лотереи» действительно много.
Это именно та территория, на которую всегда ориентировалась «Жилищная лотерея». Розыгрыши проходят раз в неделю, и типографские билеты на каждый тираж имеют свой уникальный дизайн. Так, только для этой лотереи группа дизайнеров готовит более 50 визуалов ежегодно, не считая сотен скетчей и не дошедших до финала идей. Однако многие бы могли охарактеризовать визуальный язык «Жилищной лотереи» как теплый, домашний и доверительный?
Этапы реализации
В этом году было принято решение создать специальную новогоднюю серию билетов, в основе которой останутся метафоры разыгрываемых призов (объекты недвижимости) и абсолютные человеческие потребности в уюте, дружной семье и новогодней атмосфере. Остановимся подробнее на каждом из этапов.
1. Постановка задачи
Дизайн должен работать и решать задачи. В условиях ограниченного контакта с продуктом в силу специфики категории и customer experience нужно создавать постоянно новые запоминающиеся решения. Особенно в продуктах, которые формируют эмоции и впечатления изо дня в день одним и тем же способом, при этом не воздействуя на объективные органы перцепции, как, например, в случае с любимой шоколадкой.
2. Формирование команды
Специальная праздничная серия — подходящая возможность сделать принципиально новую, эмоционально заряженную визуальную коммуникацию, максимально соответствующую времени, инсайтам потребителя, сохранив при этом жанровую составляющую лотерейного билета. Взвесив все «за» и «против», мы решились на непредсказуемый эксперимент с помощью привлечения к проекту новых талантов без какого-либо лотерейного бекграунда, чьи взгляды и опыт могли бы подать продукт совершенно иначе. Тщательно изучив рынок фриланса, было принято решение привлечь молодого дизайнера-иллюстратора Ульяну Бабенко, чьё портфолио по большей части было про сказки и мечты, а стиль ультрасовременная харизматичная графика — для детской беллетристики!
3. Поиск источник вдохновения
Сам период диктовал правила. Конец декабря у россиян ассоциируется с предновогодней суетой. Поэтому мы решили создать серию теплых домашних иллюстраций, формирующих эмоцию по принципу открыточного дизайна. Проще говоря: открытка, история и эстетика. Тот самый случай, когда билет становится чем-то большим, чем просто числовая матрица с уникальной комбинацией, приобретает особую эстетическую ценность.
4. Формирование ответственности
Было проведено несколько брейн-штормов, прежде чем команде удалось осознать, что одной из основных целей является не только стимулирование продаж, но и ответственность за восприятие аудиторией абсолютно новой визуализации продукта. Казалось бы, вполне заурядная ситуация - выпуск особой серии. Но государственные лотереи являются массовым продуктом и имеют обширную географию распространения с большой лояльной аудиторией. Сегодня порядка 30% совершеннолетнего населения страны участвуют в лотереях от «Столото». Билеты же имеют скоротечную серийность (тиражи «Жилищной лотереи» проходят раз в неделю, и каждый тираж имеет свой уникальный дизайн). Именно дизайном удаётся формировать так называемую насмотренность и воспитывать эстетику у аудитории.
5. Подготовка скетчей
Совершенно естественным становится сочетание мечты о новом доме, веры в счастливый случай, которые уже заложены в продукт «Жилищной лотереи», с ощущением праздника от новогодних открыток. Стало необходимым добавить в продукт душу, рассказать историю, тронуть сердце аудитории и поддержать веру в то доброе, что случается с людьми, и не только в Новый год.
"В таких крупных компаниях, как наша, при достаточно эффективном маркетинге трудно реализовывать мгновенные обновления продукта, ведь наша аудитория по большей части является постоянной. Тут появляется понятие «лотерейный жанр» - тот самый графический дизайн, который был актуален лет 15 назад, и к которому уже привыкла лояльная аудитория, отвергающая все нововведения. Новых же участников привлекать с каждым годом все сложнее. А с молодой аудиторией вообще нужно говорить на своём языке и искать свежие идеи. Наше решение стало, с одной стороны, универсальным, учитывающим ценности всех поколений, а с другой стороны, совершенно новым, больше похожим на практику европейских лотерей"
6. Финальная отрисовка и нюансы
Лотерейный билет – это не просто красивая картинка: IT-специалисты генерируют игровые поля и присваивают им атрибуты билета: номер билета и тиража, штрих-код, а также другие особые знаки, которые позволяют защитить настоящий билет. Так, билеты обладают уникальными гильоширной сеткой, штрих-кодом, QR-кодом, кодом пачки и так далее. Степень защиты билетов государственных лотерей сродни степени защиты денежных знаков. А ещё на билетах необходимо прописывать тиражное предложение, например, размер суперприза или уникальные акции от партнёров. Всё это нужно учитывать и в дизайне. Собственно, вот что у нас вышло:
В заключение или пара минут на мечту
Сегодня лотерейный билет не имеет права быть простым листом бумаги с игровым полем и изображением мешка с монетами. Специальная новогодняя серия «Жилищной лотереи» — это первый решительный шаг к новому визуальному языку лотерей, доносящему особенности продуктов через образы и эмоции, близкие людям здесь и сейчас.
Сам способ достигать такие результаты лежит на поверхности. Делай новое — получишь новое. Все те, кто создает продукт внутри, могут тоже позволить себе мечтать, и в следующий раз вместо того, чтобы придерживаться колеи, решают осмотреться по сторонам.
А вообще, надеемся, что наши продукты заставили вас улыбнуться, вспомнить приятные вечера в кругу семьи, включить рождественские песни и позвонить родителями, чтобы от всего сердца поздравить их с наступающим Новым годом! И пусть удача всегда будет на вашей стороне!
Команда проекта
Майя Цагурия, директор по маркетинговым коммуникациям «Столото»
Варвара Басанович, операционный директор по маркетингу «Столото»
Федор Лапило, креативный директор «Столото»
Кристина Мефодьева, ведущий менеджер по маркетинговым коммуникациям «Столото»
- Ульяна Бабенко, дизайнер-иллюстратор
Художникам - 5, компании которая наёбывает людей - 2.
Выглядит так же, как: изобретателю пулемета - 5, стреляющим из него - 2)
Иллюстрации - кайф!
Большое спасибо :)
Ждём дизайна новогодних чудес для МФО и Ломбардов.
Как я поняла, на билетах изображена история одной семьи. Только на двух билетах мама беременная, а на одном, где печенье достает – уже нет.