Тестовое задание для дизайнеров. Зло или благо?
Рынок дизайна в 2021 году вырос на 78%. В Москве лидерами стали специалисты по графическому дизайну, дизайну интерьеров, веб-дизайну, дизайн-консультациям, верстке и UX/UI-дизайну. И это только на первый взгляд кажется, что по направлениям сразу понятны задачи специалистов. Это в корне не так, поэтому работодатели и предлагают выполнять тестовые задания. В статье мы расскажем про «подводные камни», которые встречаются при поиске дизайнеров, а также объясним, почему без тестового задания практически невозможно найти нужного человека в команду.
Наше агентство примерно раз в квартал выкладывает вакансии для поиска стажеров или специалистов с опытом от 1 года в отдел дизайна, и иногда мы сталкиваемся с недовольством кандидатов из-за обязательного выполнения тестового задания. Поэтому мы вместе со специалистами digital-рынка и HR-менеджером Эльвирой Ткаченко решили выяснить, зачем нужно тестовое задание, как компаниям грамотно его составить, как мы проверяем навыки кандидатов и какие есть способы для защиты интеллектуальной собственности от недобросовестных работодателей.
Зачем нужно тестовое задание и почему его так боятся дизайнеры?
Тестовое задание — это не прихоть компании, а необходимость. Причем оно полезно как кандидатам, так и работодателям. Объясним на примере нашего опыта в подборе сотрудников:
- В разных компаниях своя сформировавшаяся система работы и система взаимодействия отделов между собой. Тестовое задание показывает кандидату, с чем ему предстоит работать. Например, у нас в агентстве технические задания дизайнерам ставят отделы продвижения и отделы SMM. Если мы в штат возьмем дизайнера, который не сможет выполнить их поручения, то это в будущем может навредить всей цепочке взаимодействия, что в худшем случае приведет к потере клиентов.
- Направления в дизайне, в свою очередь, делятся на поднаправления, и каждая компания может по-своему их трактовать. Тестовое помогает понять, в каких поднаправлениях кандидат силен или, по-другому, какими hard skills он владеет (что такое hard skills и как их презентовать работаделю читай в этой статье). Например, у нас в агентстве отдел дизайна делится на два подотдела: контент и промо. В эти отделы мы набираем графических дизайнеров. Понятно ли вам с первого раза, чем они занимаются? Дизайнеры из промо разрабатывают рекламные креативы (преимущественно, анимированные), поэтому их сильными сторонами должны быть: навык в motion-дизайне и умение визуально выделить оффер так, чтобы потенциальные клиенты выполнили целевое действие. А дизайнеры из контента создают оформление аккаунтов. Поэтому они должны хорошо разбираться в визуальном языке общения с аудиторией. То есть уметь разрабатывать концепт, который будет отражать философию компании или личного бренда и при этом работать на вовлечение подписчиков. Именно тестовое задание помогает выявить эти навыки. Ниже работы наших специалистов, можете сравнить, как сильно они отличаются, хотя выполняли их графические дизайнеры.
- Со стороны HR-отдела тестовое задание позволяет экономить много времени и закрывать вакансию в несколько раз быстрее, чем без него. В месяц специалисты могут отсматривать более 1000 откликов. Оценить навыки и потенциал кандидата легче, если он выполнил тесты.
Тестовое задание хорошо отсеивает людей, которые соглашаются его сделать, но потом без предупреждения не выполняют. Это показатель неорганизованности, которая напрямую влияет на продуктивность человека. Зачем такие люди в команде?
- И как небольшое дополнение, тестовые задания даются на основе принятых в компании правил составления технического задания. Кандидат демонстрирует, как он понимает его, умеет ли визуализировать то, что написано.
Почему дизайнеры могут бояться тестового задания? На рынке, к сожалению, встречаются недобросовестные работодатели, которые под видом тестовых заданий предлагают коммерческие проекты. Такое встречается редко, и скорее это исключение из правил, а не само правило.
Задача рекрутера найти бриллиант из 1000 откликов, дизайнера, который будет соответствовать специфики компании, а также исключить наем «неправильного работника», потери денег и времени. А еще с помощью тз можно увидеть, выполняется ли задание в срок, как дизайнер относится к критике
Практически нереально дать коммерческое задание под видом теста, так как их объемы весомо отличаются, да и реальное ТЗ требует впоследствии внесения правок.
Что включает в себя наше тестовое задание
Как дизайнеру обезопасить себя от недобросовестного работодателя
Специалисты могут создать все необходимые условия, которые не позволят другим злоупотреблять интеллектуальной собственностью. Эти простые правила помогут вам не только получить максимум выгоды для себя, но и покажут работодателю ваш профессионализм:
1. Прежде, чем браться за выполнение тестов, оцените объем задания. В среднем, оно не должно занимать больше времени, чем ваш рабочий день. Если вам покажется, что работодатель «перестарался» с объемом, то аргументируйте свою позицию и предложите, как его можно урезать или заменить.
2. Если вы опытный дизайнер, то вправе за сложное задание просить оплату, а если метите на позицию стажера, то воспринимайте тесты как дополнение к вашему портфолио.
3. Поставьте на тестовое задание водяные знаки (например, ФИО). Они не навредит проекту, но точно обезопасит вас.
4. Лайфхак! Используйте при выполнении задания логотипы конкурентов компании, чтобы его наверняка не использовали в коммерческих целях, либо обезличьте свою работу.
5. Опытные дизайнеры нередко просят компанию подписать договор о невозможности использования выполненной работы, в противном случае компания обязуется оплатить.
6. Не бойтесь общаться с HR-менеджером, задайте вопросы, если вас что-то смутило в тестовом задании. Добросовестный специалист ответить вам и подскажет, как лучше поступить в той или иной ситуации.
А что думают профессионалы? Нужно ли тестовое задание?
Я искала специалиста, который будет работать только с медицинскими проектами. Учитывая, что мне нужен был стажер, я составляла упрощенное тестовое задание и при проверке обращала внимание не сколько на профессионализм, сколько на то, как кандидаты укладываются в дедлайны и как понимают задания.
Мы с HR-менеджером давали несколько тем на выбор: косметология, многопрофильная клиника и салон лазерной эпиляции. Задание было нацелено не только на умение создать картинку, но и грамотно расположить текст на ней. Мы запрашивали единую сетку для аккаунта Instagram и несколько креативных анимаций.
Мне, как недизайнеру, нелегко было понять, как много инструментов и техник использовал кандидат, поэтому дополнительно я смотрела на грамотность и цветовые решения (делал ли человек дизайн в классическом (читай «устаревшем») сине-белом цвете или в ярком, неформальном.
Тестовое задание помогло оценить потенциал кандидата: можно ли его навыки довести до профессионального уровня. И, в целом, когда я выбирала из двух дизайнеров, задание показало, кто допускает ошибки, не умеет работать с центровкой элементов, у кого какой уровень насмотренности.
А еще можно понять, есть ли у кандидата желание попасть именно к нам в компанию, готов ли он уделить нам время без гарантий, что его возьмут на работу.
Тесты нужны в том случае, если у дизайнера небольшое портфолио или его нет совсем.
Когда я искал людей для своих проектов, то просто смотрел портфолио, так как понимаю, что дизайнер потратил силы на проекты (и еще больше сил на оформление этих кейсов). Если портфолио меня цепляет, тогда никакие тестовые и не нужны. Но это субъективно.
Senior 3D Animation designer
Тестовое необходимо для того, чтобы оценить технические и креативные скилы кандидатов. По портфолио трудно выявить навыки дизайнера, так как оно может включать командные проекты. Например, кандидат присылает вам в качестве своего портфолио ссылку на Behance с проектом для Ozon. Проект включает в себя ребрендинг со шрифтами, пресетами для билбордов, цветовыми решениями и т.п. Такие проекты редко делает один человек, ваш потенциальный дизайнер мог только сверстать саму презентацию или работать над шрифтами.
А еще при помощи тестового можно понять, есть ли у кандидата навык решения нетривиальных задач. Умеет ли он креативить или только разбирается в функционале программ.
У меня двоякое мнение. С одной стороны, оно подтверждает навыки специалиста, так как нет стопроцентной гарантии, что в портфолио реальные работы кандидата. Но с другой стороны, человек тратит свое личное время на их выполнение, и чаще всего бесплатно.
Как таргетолог, могу сказать, что в нашей нише на рынке встречаются не совсем адекватные по объемам тесты, которые невозможно выполнить за пару дней, они требуют полной вовлеченности (например, тестовая настройка рекламной кампании, которая включает все начальные этапы по запуску проекта). Если вам, как работодателю, важно проверить профессионализм специалиста, то желательно за это платить либо упростить задание и потратить больше времени на собеседование.