Бриф как ключ к успеху проекта
«Где мы находимся сейчас?» и «Где мы хотим оказаться?» — как составить и заполнить бриф, который приведет проект к успеху. Дмитрий Ахмедов, управляющий партнер Volga Volga Brand Identity рассказывает, что такое рабочий бриф.
За время работы агентства мы заметили, что некоторая часть клиентских брифов существует лишь в устной форме. Такие задачи «повисают в воздухе», так как требования к итоговому продукту или услуге не описаны и не зафиксированы в одном документе.
Специалисты отделов маркетинга предлагают финансовым директорам своих компаний инвестировать в маркетинговые проекты на основании устного обращения. Такая ситуация невозможна, например, на рынке IT-разработок — никто не рискнет вложить деньги в продукт, на который не существует ТЗ.
Цель брифа — помочь клиентам предоставить агентству качественную информацию о проекте.
Цель брифования — не заполнить таблицу или форму, а донести агентству задачу, которая стоит перед компанией.
Мы призываем сотрудника, составляющего бриф, сместить фокус с формальной стороны вопроса — заполнение пунктов, на концептуальную — следование структуре и логике брифования.
Предлагаемая нами логика брифа состоит из нескольких обязательных рубрик и адаптируемых подразделов, которые меняются в зависимости от конкретных обстоятельств. Такая структура может выступать в качестве каркаса и служить ориентиром для самостоятельной подготовки вдохновляющих брифов.
Общая структура и логика брифа
В целом, бриф должен четко обозначить два берега маркетинговой ситуации клиента:
1. Где мы находимся сейчас?
2. Где мы хотим оказаться?
Роль агентства состоит в том, чтобы создать коммуникации бренда, которые позволят выстроить мост между этими двумя берегами.
Таким образом, бриф — это платформа для дальнейшей работы над проектом. При определении составляющих этой платформы важно не потерять чувство перспективы. Если речь идет о разработке бренда с широкой целевой аудиторией — это подробный бриф с дополнительной информацией и приложениями, а если речь идет о реализации тактической задачи — то текст может быть короче и умещаться в электронном письме.
Девять ключевых рубрик брифа, четко и логично связанных между собой:
- Проектный менеджмент
- Где мы находимся сейчас?
- Где мы хотим оказаться?
- Что нам необходимо сделать, чтобы там оказаться?
- К кому мы хотим обратиться?
- Что мы хотим сказать?
- Как мы узнаем, что достигли цели?
- Практические стороны проекта
- Утверждение проекта
1. Проектный менеджмент
В начале проекта важно зафиксировать, что мы будем делать, какие у проекта даты и сроки, кто будет входить в рабочую группу со стороны клиента и со стороны агентства.
Обязательные детали:
- дата, название проекта, сведения о заказчике,
- бренд: название/варианты,
- рабочая группа со стороны клиента (телефоны и email),
- рабочая группа со стороны агентства (телефоны и email).
2. Где мы находимся сейчас?
В этом блоке описывается текущая маркетинговая ситуация, в которой находится компания или продукт, проблемы и вызовы.
Часто используемые подразделы:
- описание текущего позиционирования, базовой идеи продукта или услуги,
- текущее положение бренда на рынке, регион распространения, сегмент,
- преимущества и уникальность,
- недостатки,
- ценовой сегмент,
- основные каналы продаж и каналы коммуникации,
- основные проблемы и задачи, с которыми сталкивается бренд,
- прямые и косвенные конкуренты, их преимущества и недостатки.
3. Где мы хотим оказаться?
Теперь необходимо сформулировать направление и цель пути, в который маркетинговые коммуникации отправят бренд.
Критерии цели, которую возможно достичь:
- она должна быть одна,
- она должна быть реальной, реализуемой в принципе,
- должна быть помещена в контекст бизнес-задач, корпоративного бизнес-плана и маркетингового плана,
- цель должна быть прямой, четкой и формулироваться в количественных терминах, поддаваться количественной оценке — на какой отклик, эффект мы рассчитываем?
Например: увеличить долю марки на 5%. Или: увеличить спонтанную осведомленность потребителей о бренде на 10%.
Важно не путать понятия «цель» и «стратегия». Цель всегда формулируется инфинитивом. Пример: «Увеличить спонтанную осведомленность потребителей на… ».
Стратегия неизменно описывается оборотом, начинающимся со слов «путем, посредством». Пример: « … путем коррекции позиционирования» или «… посредством ребрендинга и создания нового визуального стиля».
4. Что нам необходимо сделать, чтобы там оказаться?
А это как раз описание маркетинговой стратегии — пути, по которому планируется от текущей ситуации перейти к желаемой цели. Клиенту необходимо ответить на вопрос «Что мы уже делаем для этого?» и описать ключевые элементы маркетинговой стратегии.
Вот некоторые примеры маркетинговых стратегий:
- путем создания нового бренда или обновления текущего,
- путем коллабораций и партнерства,
- путем сохранения, развития или обновления текущей коммуникационной стратегии.
В зависимости от этого вы можете принять решение — услуги каких агентств и в каких направлениях вам будут нужны для достижения поставленных целей.
5. К кому мы хотим обратиться?
В этом блоке нужно сформулировать и описать целевую аудиторию компании или продукта. Важно определить ядро потребителей — уже существующих или потенциальных.
Для понимания конечного потребителя рекомендуем провести качественные и количественные исследования. Чем более ясным будет описание аудитории, тем эффективнее и точнее будет будущая коммуникация.
Социально-демографические данные дают мало информации, как потребитель ведет себя в связи с продуктом, как с ним взаимодействует. Важно понять психографию аудитории именно в ситуации потребления продукта или услуги. На что опираются при выборе? Что и как их объединяет в этот момент вокруг продукта? Каковы их взгляды на мир, ценности, суждения, мотивы?
6. Что мы хотим сказать?
Какое ключевое сообщение необходимо донести до целевой аудитории с помощью возможного набора элементов коммуникации бренда — рекламы, разработки названия, визуальной айдентики? Какая идея должна лежать в основе данной конкретной коммуникации? Есть ли она у компании?
В большинстве случаев, если бренд-стратегии нет, то мы рекомендуем сначала провести бренд-аудит и разработать стратегию.
7. Как мы узнаем, что достигли цели?
Важный аспект — сформулировать однозначные критерии по которым будет оцениваться успех проекта для компании после его реализации и внедрения:
- зафиксировать и согласовать цель, которая представляется реализуемой с помощью маркетинговой стратегии,
- запланировать расходы на достижение этой цели, учитывая рыночный контекст,
- сформировать набор безусловных критериев, на основании которых можно оценить результат.
8. Практические стороны проекта
На этом этапе у вас уже есть маркетинговая стратегия, соответствующая бизнес-задачам. Осталось зафиксировать активности, которые компания планирует провести для ее реализации с учетом выделенного бюджета.
1. Тайминг
- какие этапы исследования по предварительному тестированию запланированы?
- за какой период необходимо реализовать каждый из этапов?
2. Бюджет
- будет ли это уже сформированный и утвержденный бюджет или вы начнете с ценового запроса?
3. Обязательные элементы и ограничения
- особенности фирменного стиля или индивидуальности бренда, зафиксированные в вашем текущем брендбуке,
- визуальный символ или образ, определенный текст, которые обязательно надо использовать,
- ссылки на законодательство или номера лицензий, которые необходимо привести,
- правовые ограничения,
- каналы коммуникации, требования. Например, продолжительность кампании, длительность роликов, форматы макетов и количество адаптаций.
4. Другие ограничения
Важно понять и зафиксировать, существуют ли какие-то другие, более мягкие, но важные ограничения или соображения, которые могут повлиять на работу?
Например, какие-то прошлые творческие идеи или заходы, оказавшиеся в итоге тупиковыми, или особенности и личные предпочтения людей, принимающих решения.
9. Утверждение проекта
Вы прошли все этапы проекта:
- определили пул задач и агентств, которые эти задачи будут реализовывать,
- зафиксировали цели,
- собрали рабочую группу,
- согласовали бюджет, календарный план и график оплат,
- подготовили бриф.
Важно понимать, что бриф является документом, который подписывают стороны, и на основании которого агентство разрабатывает решения, а клиент принимает работу. В этом случае бриф выступает как рабочий файл с формализацией задачи, который помогает аргументированно подходить к разработке проекта и вдохновляет рабочую группу.
Также для успешной реализации проекта важно, чтобы представитель клиентской стороны, который начинает работу с брифом, участвовал и в приемке результата.
Брифинг
Проект всегда начинается с брифинга. Брифинг состоит из двух этапов.
Этап 1. Внешний брифинг. Встреча клиента с агентством
Зачем, если у нас уже есть бриф?
Если проект масштабный, то никто лучше вас не донесет задачи и цели проекта — эмоциональный фон и заряд во многом определяют успех. Личная встреча позволит обсудить детали, прояснить и разобрать все спорные моменты, чтобы исключить ошибки: бриф фиксирует основные задачи и критерии, брифинг эти задачи проясняет и вдохновляет команду на подвиги.
Распространенные ошибки:
- Неверная интерпретация задачи — клиент имел в виду одно, а агентство поняло другое.
- Боязнь спросить лишнее или страх выглядеть глупо, спросив не то.
- Восприятие задачи клиента как обычной, рутинной, типичной, когда «все понятно и скучно».
- Восприятие задачи клиента как очередной «проблемы».
- «Двойные стандарты» — одни клиенты формальные, другие — неформальные.
- Чрезмерный педантизм и бумажная «волокита» — донельзя формализованный подход к составлению брифа на бумаге.
Этап 2. Внутренний брифинг — постановка задачи команде
После брифинга с клиентом назначается внутренняя постановка задачи, которую проводят руководители проекта — формируют итоговую рабочую группу, готовят материалы, адаптируют клиентский бриф в рабочее поле, утверждают тайминг.
Ошибки, мешающие работать в дальнейшем, которых стоит избегать:
- «Очередная» задача — рутинная постановка задачи.
- «Все понятно» или «Все просто», спешка.
- «Лекция».
- «Дружим против клиента» — апелляция к тому что клиент ничего не понимает, его «бесполезно просить…», ему «ничего не объяснить…».
- Отсутствие диалога, обсуждения, обмена идеями.
Качественно проведенный брифинг, как старт проекта, во многом определяет его успех и получение отличного результата.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, там мы публикуем кейсы и полезное по брендингу и дизайну. Будем держать связь!
Достаточно полезный разбор Все по делу