Понимание задачи: зачем разбираться в целях заказчика и как это сделать комфортно для всех

Перед началом работы над созданием сайта дизайнеру следует убедиться, что он правильно понял задачу и понимает, чего хочет клиент. Для этого нужно провести подготовительную работу: пообщаться с заказчиком и подготовить документ с пониманием задачи. Даниил Клинчук, веб-дизайнер и основатель студии «Имя», разбирает, почему нельзя пренебрегать этим этапом работы, и как комфортно провести интервью с заказчиком.

Зачем делать понимание задачи

Понимание задачи — это документ, в котором дизайнер описывает, как видит цели клиента, его бизнес, продукты, решение задачи и будущий сайт. Чтобы создать документ и получить полную информацию о проекте, исполнитель перед началом работы проводит интервью с клиентом. Во время разговора дизайнер получает необходимые сведения, а заказчик формулирует его цели и представления о готовом результате.

Понимание задачи снижает количество правок в процессе работы над проектом, а значит, и затраченное на него время. Чем лучше мы погружаемся в бизнес клиента и его задачи, тем меньше вероятность, что заказчику не понравится результат.

Для клиента понимание задачи создаёт ощущение безопасности, что у него и дизайнера совпадает видение проекта. Этот фактор может стать решающим в выборе вас среди других дизайнеров.

Продавать понимание задачи или делать бесплатно

Над пониманием задачи можно работать бесплатно, за небольшие деньги или брать плату, объединив этот этап с другими. Рассмотрим плюсы и минусы каждого варианта.

  • Бесплатно до полноценного старта проекта

К вам приходит клиент, вы рассказываете, что такое понимание задачи, что нужно сделать, чтобы создать этот документ, и работаете над ним бесплатно. Для заказчика это очень лёгкий вход в проект, для вас — возможность получить больше заказов, так как благодаря бесплатному этапу людям будет легче решиться сотрудничать с вами. У этого подхода есть минус: возможность, что вы потратите время, а заказчик откажется дальше работать.

  • За небольшие деньги перед началом основных работ

Можно сделать понимание задачи за небольшой процент от суммы заказа. Допустим, вы сделаете сайт за 30 000 рублей, тогда этот документ будет стоить 3 000. С одной стороны, этой суммой вы окупаете затраченное время. С другой, многие дизайнеры предлагают для клиентов на старте понимание задачи бесплатно. Вам нужно отстроиться от них и объяснить, почему вам нужно платить, а не делать бесплатно у кого-то другого.

  • Объединить с другими этапами и брать плату

Это то, как мы делаем у себя в студии: создаём понимание задачи и делаем смысловую структуру сайта. То есть мы разбираемся в бизнесе клиента, погружаемся глубоко, составляем документ с пониманием задачи и дополнительно делаем проработанную структуру сайта. Мы указываем, что в каком блоке будет, какие смыслы заложены и в итоге получаем скелет, на который дальше ляжет текст и дизайн. У нас такая работа стоит от 10 до 20 тысяч рублей в зависимости от объёма.

Как сделать звонок с клиентом комфортным

Понимание задачи делается на основе информации, полученной в процессе интервью с клиентом. Важно подготовить заказчика, чтобы во время встречи он чувствовал себя комфортно и открыто отвечал на вопросы. Дам несколько советов, как это сделать.

Не просить заполнять текстовый бриф

С клиентом всегда лучше созваниваться. Заполняя письменную анкету, он может какие-то вопросы не понять или пропустить. На созвоне у нас есть возможность что-то уточнить и получить ответы на все вопросы.

Отправить клиенту предварительный список вопросов

Если перед интервью отправить клиенту список вопросов, которые вы планируете обсуждать, он будет точно знать, о чём пойдёт речь на созвоне, сможет заранее подготовить необходимую информацию и настроиться на интервью. Примеры таких вопросов:

  • Какой у вас бизнес? Что продаёте?
  • У вас несколько товаров/услуг?
  • Есть ли лого, фирменный стиль?
  • Есть ли старый сайт, соцсети и другие материалы?
  • Есть ли тексты, копирайтер?
  • Можете показать оснонвых конкурентов? и так далее.

Сказать о длительности интервью

Важно, чтобы человек мог рассчитать своё время и не торопиться во время разговора. По моему опыту интервью не может быть короче 40 минут, а иногда длится до 2-3 часов. Я бы предупредил человека, что созвон займёт час-полтора. А если задержимся, можно будет продолжить в другой день.

Если вы понимаете, что интервью затягивается и клиент устал, лучше перенести разговор на следующий раз.

Предупредить, что будет запись

Заказчика нужно обязательно предупредить, что вы будете записывать разговор. Кто-то может не согласиться, но такие ситуации бывают редко. Запись разговора пригодится, чтобы, заполняя понимание задачи, ничего не упустить. Во время созвона вы можете что-то забыть зафиксировать, а к записи сможете вернуться в любой момент.

Сказать, что заметки будете вести вы

В процессе интервью вы будете задавать много вопросов и человек может переживать, что ему нужно что-то запоминать или записывать. Перед созвоном снимите опасения с клиента и предупредите, что конспект будете вести вы, а потом пришлёте документ на согласование.

Напомнить о звонке заранее

За час до звонка напомните, что у вас запланирована встреча. Это поможет избежать ситуации, когда заказчик забыл о звонке или ему неудобно предупредить об изменении планов. Получив ваше сообщение, ему будет комфортнее попросить перенести звонок.

Выбрать удобный сервис для звонка

Хорошо, если сервис не требует установки приложения, позволяет подключиться к звонку по ссылке и может записать встречу в хорошем качестве. Мы в студии чаще всего используем Zoom.

Когда вы договорились с заказчиком о встрече и подготовили его к созвону, можно переходить к интервью. Подробно о том, какие вопросы задавать, как максимально раскрыть клиента, как зафиксировать понимание задачи и согласовать его с заказчиком, разбираем в бесплатном курсе «Как разобраться в задаче». Курс состоит из 7 видеоуроков и подойдёт дизайнерам, копирайтерам, маркетологам и всем, кто работает с клиентами.

1616
3 комментария

отличный пост, пойду смотреть курс!

Ответить

нужно уметь коммуницировать и понимать детали процесса ,тогда и будет проще разбираться в целях

Ответить

об это курс и есть)

Ответить