Как дизайн помог запустить стартап и привлечь 800 000 пользователей. Пример HRlink
Рассказываю, к каким выводам я пришёл за 3 года с HRlink: от работы с гипотезой до миллиардной компании. Как построить эффективные отношения клиент ⇆ подрядчик, экономить сотни часов сотрудников благодаря одному регламенту и привлекать инвесторов и партнёров с помощью дизайна. И почему важно радоваться успехам клиента, как своим.
Меня зовут Иван, я основатель студии ТОЛК и телеграм-канала о дизайне. В конце августа поздравлял нашего клиента HRlink с достижением планки в 800 000 пользователей. Мы ведём специальный счётчик и ждём, пока к компании присоединится 1 500 000 человек. В статье поделюсь 5 главными выводами, которые сделал за 3 года работы.
Главное отличие стартапа от миллиардной компании — готовность меняться
На этапе тестирования бизнес-гипотезы стартап ищет аудиторию и не понимает, как будет выглядеть продукт. Это влияет на позиционирование и палитру компании. Например, основатели на 100% открыты новому. И эксперименты дают результат: у первой посадочной страницы периодически менялась часть структуры, но основной визуал отработал 2 года и приводил клиентов.
С большими компаниями всё по-другому. Часто они боятся отказаться от старого подхода и берегут разработки от предыдущих подрядчиков. Например, один мой клиент не хотел переработать логотип только потому, что сам сделал его 20 лет тому обратно. Это как с людьми: на балконе копится гора ненужных вещей, но рука не поднимается выкинуть.
Я горячо респектую большим компаниям, которые готовы менять свой подход к дизайну. Например, банк Точка 🖤
Гайдбук экономит сотни часов ваших сотрудников в год
Гайдбук — это свод правил по использованию основных графических элементов, часто вместе с описанием характера бренда и тон оф войса. Из элементов: логоблок, фирменная палитра, шрифты, фотостиль, графика.
Работать без гайдбука — то же самое, что доплачивать сотрудникам за присутствие на рабочем месте. Отдел маркетинга тратит часы на согласование размера шрифтов к каждому рекламному баннеру, это звучит как шутка.
У меня была хрестоматийная ситуация. В компанию пришёл маркетолог, который дал дизайнеру задание изобразить котика на баннере. Когда дизайнер исполнил просьбу и изобразил котика, маркетолог сказала «Не, ты меня не понял. Давай прям обычного пушистого, настоящего». И так ваша команда тратит часы на разговоры, что обычные котики не отражают характер вашего бренда и не соответствуют key visual.
Построить взаимоотношения клиент ⇆ подрядчик можно только с погружением от обеих сторон
Сначала у HRlink не было чёткого распределения ролей, как и у любого стартапа. Но я и команда студии всегда работаем только с ЛПРами — тогда это был основатель и директор по коммуникациям/стратегии. Сначала работали в проектном формате, после — как дизайн-поддержка всей компании. А сейчас закрываем весь креативный блок.
Ещё одно преимущество работать с основателями: даже когда надо было выступить на мероприятии, мы вместе работали над презентацией. И так ты знакомишься не только с дизайном в конкретной сфере, но и учишься бизнесу и мышлению клиента.
Потом появился отдел маркетинга. Спустя полтора года работы ты, как подрядчик, работаешь с ЛПРом в лице директора по маркетингу. Но когда у компании оборот несколько сотен миллионов рублей, ты перестаёшь работать с одним человеком и начинаешь работать с несколькими людьми из отдела маркетинга. Всё происходит постепенно: сначала коннектишься с основателями, а потом обретаешь большую самостоятельность и идёшь вглубь компании.
Реализовывать крутые проекты и улучшать продукт можно только когда ЛПРы погружены в процесс. Будь то CEO / CSO / CMO.
Дизайн помогает привлекать инвесторов и партнёров
Стартапу нужны деньги, поэтому сначала мы делали дизайн, чтобы очаровать инвесторов и привлечь партнёров. Например, на начальном этапе ребята привлекли Самокат, Корус Консалтинг, Белугу.
А ТОЛК разработал одностраничник для рассылки потенциальным инвесторам. Да, привлекли инвесторов продукт и навыки ребят, но одностраничник был упаковкой и инструментом для удобства этой продажи.
Плохой дизайн — это как визитки, что раздают у метро. Может, там и есть полезная реклама. Но акценты и приоритеты расставлены так, что люди их даже не читают.
С инвестором или потенциальным партнёром то же самое. Он должен проскользить по предложению и всё понять. А если ваш питч выглядит, как карточка у метро, шансы получить деньги снижаются.
Поэтому использовать дизайн как вишенку на торте — неэффективный подход. Это инструмент, который сразу помогает не просто создавать запоминающийся образ и привлекать клиентов. Дизайн помогает на этапе зарождения бизнес-гипотезы и питчинга инвесторам.
Подрядчик радуется результатам клиента, как своим
Когда я только сошёлся с клиентом и спросил про продукт, мне сказали «Его пока нет». И я такой «Уоу, серьёзно?»
У меня не было опыта работы с бизнес-гипотезами, всё было в новинку. Я понял всю серьёзности ситуации, когда компания получила первого инвестора. Дальше HRlink интегрировались с Госуслугами, и это тоже был приток эйфории: я понял, что дальше — больше!
Любой дизайнер и подрядчик вовлекается с помощью энергии компании и основателей. Ты уже становишься частью этой рабочей семьи.
Если вы задумались о брендинге, разработке сайта, HR-бренде или о запуске нового продукта — подписывайтесь на мой телеграм-канал. Пишу, как вырастить сильный бренд с помощью дизайна.
Пофиксил.
А так молодцы, конечно.
не не не, тут сила в magic
Ваня, спасибо за отличный дизайн.👍🏽😀
Любовь🖤
Здорово! Поздравляю!) Такой результат! И статья очень интересная.
Благодарю!!
Спасибо, что подилилсь опытом. Очень интересно было прочитать :)