От бутылок в аптеках до бензиновых станций: какими были первые заправки в России
Автомобили с двигателем внутреннего сгорания появились в России в середине 1890-х, но ещё полтора десятилетия автовладельцам приходилось идти в аптеку или ехать на склад нефтяной компании, чтобы заправиться. Команда Заправок 2ГИС рассказывает, с чего начиналась история АЗС в России.
Осенью в 2ГИС появилась бесконтактная оплата топлива на АЗС — на Хабре мы рассказали, как тестировали сервис, а заодно узнали много нового про автоматизацию на современных автозаправочных станциях. Во время работы над фичей нам стало интересно, как выглядели первые автозаправки в России и когда они появились. Оказалось, ещё до революции в стране работали сотни бензоколонок.
Автогонки и «Бенцы» Императора
Заправки в России появились благодаря автогонкам. Первые автопробеги в нашей стране прошли ещё в конце XIX века, а по их следам стали открывать клубы автомобилистов: сначала в Москве, а затем в Петербурге.
Тем временем к началу XX века первые легковые «Бенцы» появляются в гараже у элиты общества, в армии и даже у Николая II. Благодаря моде на автомобили появилось Российское автомобильное общество, которое в 1907 году организовало первую автогонку Москва–Санкт-Петербург — на Императорский приз.
Бензин в аптеках и братья Нобели
Так как автомобили появились раньше АЗС, первое время бензин, как и моторное масло, продавали в аптеках в небольших стеклянных бутылочках. И то только в крупных городах. А к автогонкам нужно было обеспечить участников топливом на всём пути. Так Российское автомобильное общество заключило договор с «Товариществом нефтяного производства братьев Нобель» — корпорацией, которая занималась разведкой, добычей и переработкой нефти.
Нобели вообще были новаторами в разных сферах нефтяного дела, одна из их главных заслуг — создание первого в России нефтепровода. Компания организовала широкую складскую сеть, а рядом со складами открывала«станции для автомобилистов». Они располагались примерно каждые 200 вёрст. Топливо в бак поступало либо из наземных цистерн или колонок, либо из подземных резервуаров, а их запасы пополняли из фонда взносов автогонщиков.
Первая сеть АЗС и доставка по телеграмме
Первые заправки появились в основном к юго-западу от Петербурга и Москвы — их тестировали во время очередного автопробега до Севастополя.
За два года сеть станций для автомобилистов расширили до 400 с лишним точек — как собственных, так и партнёрских. Там, где у Нобелей не было складов, бензин продавали местные торговцы в опломбированных канистрах. Интересно, что цену на топливо определяли сразу на полгода (на лето и на зиму).
Станции на дорогах обозначали окрашенными деревянными столбами с рекламными плакатами на русском и иностранных языках. А чуть позже Российское автомобильное общество выпустило брошюру со списком всех бензиновых станций. Это, конечно, не 2ГИС, но хоть что-то. Вскоре появилась и доставка: за дополнительную плату можно было заказать топливо и масла в населённые пункты рядом с бензиновыми станциями. Для этого надо было заранее позвонить на склад или отправить телеграмму.
Нобели продолжали развивать заправки в России, а перед Первой Мировой войной поставляли топливо и другие нефтепродукты Военному ведомству — не только для автомобилей и мотоциклов, но и для самолётов.
Компания Нобелей прекратила существовать с приходом советской власти, но их опыт полностью перенял Всероссийский торговый нефтяной синдикат ВСНХ РСФСР. И это уже другая история.
По следам Нобелей
Следы дореволюционных нобелевских заправок мы не нашли. Одной из старейших действующих бензоколонок в России сегодня считают Кремлёвскую АЗС на Волхонке в Москве — её относят к 1930-м годам. Правда, она предназначена только для правительственных авто.
Сохранились другие места, связанные с историей нобелевских заправок. Например, на Дворцовой набережной в Питере можно найти здание, где располагалась штаб-квартира Российского автомобильного общества.
Здание на Итальянской, 2, в котором было правление «Товарищества Нобелей», тоже на своём месте. Сегодня здесь много офисов.
Вот такими были первые российские автозаправки. Мы в 2ГИС вообще любим покопаться в истории, когда работаем над чем-то. Например, недавно мы открыли центр разработки в Санкт-Петербурге — и оказалось, что у дома, где расположился офис, тоже интересная история.
Вообще, 2ГИС - это лучший навигатор и справочник, пользуюсь много лет, выручает в нужный момент.
2ГИС - это лучший навигатор
Очень интересная статья) Люблю такие городские исторические факты
Спасибо, очень интересно.
Первое, что я делаю после сброса телефона, устанавливаю 2ГИС.
Сейчас у Тесла такие же перспективы в рф: машины есть, а заправок нету. Ну не считая Мск ессно. Я про регионы, области...
Электромашина есть - заправок нет. 2гису привет ;-)