«Из затрат на рекламу у нас только оклейка самокатов»: как топ-менеджеры S7 запустили сервис для аренды самокатов Whoosh
Выдержка материала РБК о компании с ежедневной выручкой 1,2 млн рублей.
Кто основатели и какие первые инвестиции
Сервис для проката электросамокатов Whoosh работает с апреля 2019 года, его запустили нынешние и бывшие топ-менеджеры S7 Group:
- Дмитрий Чуйко — заместитель гендиректора S7 Group по инновациям.
- Егор Баяндин — заместитель гендиректора по технологическому развитию S7 Travel Retail.
- Сергей Лаврентьев — президент компании City Sightseeing Russia, продающей экскурсии, до этого отвечал за корпоративные продажи в S7.
- Олег Журавлёв — возглавлял внутренний ИТ-интегратор в S7, сейчас работает в холдинге «ЭР-Телеком», пишет РБК, не указывая должность.
Идея сервиса принадлежит Чуйко: он загорелся этой темой во время командировки в Сан-Франциско в 2018 году, где прокат электросамокатов очень популярен.
«Катались все: молодые, пожилые, офисные служащие. Меня удивило не только безумное количество ездоков, но и сама бизнес-модель без затрат на маркетинг. Стоящий на улице самокат сам себя продаёт с первой минуты», — рассказал Чуйко.
Стартовые инвестиции составили $1 млн, основатели вложили в запуск собственные деньги. 50% компании принадлежит Чуйко, остальные 50% примерно поровну делят три других партнёра.
Название Whoosh придумал семилетний сын Чуйко: «Он обожает мультфильм Room on the Broom про ведьму, летающую на метле, и подражает героине. Отталкиваясь на самокате, говорит: Whoosh-sh-sh. Слово подошло нам по смыслу».
Запуск, первые результаты и проблемы
Сервис партнёры планировали запустить летом 2018 года, но не успели оснастить самокаты необходимой электроникой. В апреле 2019 года Whoosh начал работать в Москве с 20 самокатами на старте, затем вышел в Санкт-Петербург, новосибирский Академгородок и наукоград Кольцово в Новосибирской области. Сейчас парк сервиса насчитывает 1200 электросамокатов, из них около тысячи — в Москве.
Не было ни рекламы, ни рассылок. Люди сами скачали приложение, привязали карточку, разобрались, как это работает, и поехали. Мы стремились сделать максимально простую посадку: не требуем для регистрации ни паспорта, ни прав, ни даже селфи.
В качестве базовой версии самоката Whoosh использует Xiaomi Mijia M365. Компания оснащает их сенсорами, модемами GPS и GSM, которые сообщают о местонахождении и состоянии устройств. Самокаты Whoosh разгоняются до скорости 20 км/ч и имеют запас хода 30 км.
Пользователи берут самокат в среднем шесть-семь раз в сутки, за лето они совершили 160 тысяч поездок, заявляют в компании. По словам Чуйко, к концу августа Whoosh удалось выйти на выручку около 1,2 млн рублей в день.
На старте работы сервиса стоимость аренды самоката в Москве составляла 50 рублей за начало поездки и по пять рублей за каждую последующую минуту. В июле сервис запустил в динамический тариф: в зависимости от наличия свободных устройств и времени суток старт обходится от 0 до 50 рублей, каждая последующая минута — от пяти до семи рублей.
В цену поездки заложены пятипроцентные траты на амортизацию, но по факту расходы на неё пока не выше 2% в месяц. «Иногда самокаты ломают, причём даже намеренно», — рассказал Егор Баяндин. Недобросовестных пользователей Whoosh старается штрафовать, списывая деньги с их карты. Чуйко уверяет, что это происходит лишь в вопиющих случаях: неправильная парковка, не прикреплённый к стойке самокат, незавершённая поездка.
На что Whoosh тратит деньги
Из стартовых инвестиций в 2018 году компания потратила $75 тысяч на первую тестовую партию самокатов, $200 тысяч на зарплаты разработчикам, $225 тысяч — на дизайн, аренду офиса и мастерской, оборудование и тому подобное. В 2019 году на покупку скутеров, зарплаты и продолжающуюся разработку ушло ещё $500 тысяч.
В компании работают 42 человека: 15 разработчиков, семь специалистов по продукту и маркетинг и операционная обслуживающая бригада — 20 человек.
Сейчас до 30% выручки уходит на аренду помещения, на водителей и машины, которые собирают самокаты и развозят, на запчасти и обслуживающий персонал. Расходы на сбор данных и обслуживание платформы составляют ещё 10-12%. Дооборудованный самокат обходится компании чуть больше чем в 30 тысяч рублей, треть стоимости — это затраты на дополнительную электронику.
Из затрат на рекламу у нас сейчас только оклейка самокатов: на каждый самокат из первой партии мы потратили всего по 300 рублей.
Сооснователь Whoosh Чуйко говорит, что маржинальность бизнеса составляет 55%.
Планы по развитию
Дальнейшее развитие в России Whoosh планирует при участии партнёров. Компания предлагает предпринимателям покупать электросамокаты по цене 35-40 тысяч рублей за устройство и взять на себя задачи оператора: заряжать, мыть и ремонтировать самокаты. Whoosh обещает оставлять партнёрам 65% выручки. Каждое устройство окупит себя за полтора-два месяца, уверяет Баяндин.
Всего с запросами о партнёрстве обратилось 60 компаний. У кого-то (обычно это ИП или самозанятые) есть инфраструктура и мощности: станция техобслуживания, ремонтная мастерская, экспедиторы, курьеры. Они хотят их догрузить. У других есть деньги, которые им хочется выгодно вложить.
По расчётам Whoosh, Москва в пределах Садового кольца может вместить до двух тысяч самокатов, а в пределах Третьего транспортного — восемь тысяч. Потенциальным партнёрам компания рекомендует начинать хотя бы с 50 устройств, чтобы охватить небольшую территорию. Такой запуск потребует 2 млн рублей, не считая затрат на аренду небольшого помещения и автомобиля для сбора самокатов по городу.
Осенью 2019 года компания планирует запустить сервис за рубежом: по словам Чуйко, они готовы запустить как минимум 1,5 тысячи самокатов в десяти городах за рубежом. Потенциальный рынок в Европе компания оценивает в $5 млрд.
У нас серьёзные контракты в Европе на этапе финального согласования. Хотим открыться в Испании и Италии. Не желая конкурировать с Lime и Bird, выбираем небольшие города.
Сейчас получаем разрешения в местных муниципалитетах, чтобы согласовать с властями модель, зоны, где это будет, способ парковки. В Европе Whoosh будет использовать другую ценовую политику — €1 за старт и 15 центов за минуту.