Почему онлайн-курсы больше не работают и как я начал развивать культуру наставничества в российском диджитал-сообществе
Сколько часов и денег вы потратили на онлайн-курсы в этом году? Вангую, что много. Но удалось ли вам получить все знания и навыки, за которыми вы шли? В этой статье я объясню, почему уверен, что менторство решит ваши задачи быстрее и эффективнее, чем курсы.
Курсы не решают задачи студентов
Год назад я преподавал в одном из крупнейших онлайн-университетов: рассказывал студентам большого курса по UX о том, чем занимается дизайнер мобильных приложений. Когда студенты в очередной раз задали мне тонну вопросов про профессию UX-дизайнера, я увидел, что на курсе не прорабатывается база. Студенты не понимали, что оформление макета — самый последний этап работы UX-дизайнера, а они не оформители, а проектировщики.
Многие студенты так и не узнали на курсе, как искать решения проблем, и не разобрались, как разрабатывать пути пользователя. То есть они шли сюда за знаниями, которые сделают из них специалистов, а получили только смутное и порой неверное представление о профессии. Это натолкнуло меня на вывод, что этот курс — пустая трата времени и денег.
Позже я начну расспрашивать людей про их опыт обучения на курсах и выясню, что бестолковым был не только этот курс, но и многие другие. Многие мои собеседники отмечали, что курсы дали им только треть нужных знаний и навыков. Это касается не только дизайнеров. Представителей других диджитал-профессий часто давали похожие ответы.
В индивидуальной работе можно прийти к любой цели
После курса двое студентов курса уговорили меня поработать с ними индивидуально. У них был четкий запрос: один студент хотел научиться делать приложения, а второй — стать джуниор-дизайнером и разрабатывать индивидуальные решения для пользователей.
За месяц студенты прошли по всему алгоритму действий дизайнера продукта и разрабатывали дизайн так, как это делают в продуктовых командах:
- исследовали ЦА и конкурентов,
- прорабатывали портреты и боли пользователй. Причем не абстрактных «юзеров», а конкретных людей,
- формулировали и проверяли гипотезы,
- общались с потенциальной ЦА,
- тестировали решения и делали юзабилити-тесты, А-Б-тесты,
- работали с JTBD и CJM,
- проектировали архитектуру,
- прототипировали,
- разрабатывали дизайн системы и UI-киты.
В результате студенты сделали понятные дизайны продуктов, которыми хотелось пользоваться, а я вдохновился результатами и узнал, что такой формат работы называется наставничеством.
Тогда же я понял, что месяц работы с наставником эффективнее трех месяцев курсов: студенты изучают то, что хотят узнать, а не то, чему я бы хотел их научить. Получается, что наставник за руку проводит ученика по пути к цели и помогает копать вглубь, а не просто бегать по верхам.
С тех пор я был наставником 30 классных учеников. Каждый из них приходил с целью, а уходил с результатом. Например, таким:
Почему тогда люди шли на курсы, а не к наставнику. Спойлер: это было сложно
После успешного опыта наставничества студентов курса я начал искать новых учеников и столкнулся с проблемой, которая отвечает на вопрос заголовка. Экспертам часто сложно продать себя. Они пытаются продвигать себя так же, как продвигают бренды, продукты или сервисы. Но это не работает: люди ищут решения их задач, а не универсальный подход. У учеников другая боль: они боятся сами писать экспертам. Люди часто не знают, как попросить эксперта о помощи, или же просто думают, что у того и без них забот хватает. Это не так: я много общаюсь с экспертами и вижу, что они хотят делиться знаниями и опытом, но не всегда понимают, как искать учеников. Замкнутый круг, не правда ли?
Расскажу про проблему поиска учеников на своем примере. Чтобы обеспечить поток учеников, я сделал сайт и нанял команду из маркетолога, таргетолога и SMM-специалиста. Мне пришлось это сделать — нужно было прописывать воронку продаж, вести соцсети, настраивать таргет и ретаргет.
Я потратил два месяца и 3000 долларов на продвижение, но с платных каналов продвижения приходили только нецелевые лиды. Сарафанное радио работало — новые ученики узнавали обо мне от своих знакомых. Казалось бы, радуйся. Но мне хотелось больше заявок, а я не понимал, почему реклама не работает.
Позже я разобрался, в чем дело. Изначально я хотел отстроиться от курсов и показать, что наставничество — эффективный и прогнозируемый способ потратить деньги и время на свое развитие. А по факту я продвигал себя так же, как это делают курсы.
Мои потенциальные ученики искали наставника, чтобы решить свой запрос, поэтому лендинг с общей программой их отталкивал, а взамен привлекал тех, кто ищет очередные курсы.
Как искать наставников и учеников
Я уже год изучаю тему наставничества и общаюсь с учениками и экспертами, поэтому могу поделиться своим опытом.
Экспертам важно свыкнуться с мыслью, что они предоставляют не идеальный сервис, а делятся опытом. Поэтому рекомендации такие:
- подготовьте краткое описание-визитку: расскажите о своем направлении, опыте, важных проектах.
- подумайте, чем вы можете помочь ученику: готовы ли вы брать человека с нуля или вам интереснее работать с людьми, у которых уже есть опыт,
- сформулируйте, как вы видите формат работы: как часто вы готовы созваниваться или встречаться с учеником, можете ли отвечать на его вопросы в мессенджерах, будете ли помогать сформулировать цель сотрудничества или человек должен прийти с готовым запросом, ожидаете ли вознаграждение за сотрудничество или готовы помогать бесплатно,
- рассказывайте о своей готовности стать наставником у себя в социальных сетях и в группах, где общаются ваши коллеги. Предлагайте свою помощь в комментариях к публикациям о поиске курсов.
Ученикам рекомендую отталкиваться от своих целей:
- сформулируйте запрос: какие у вас цели, чему хотите научиться, какие опыт и знания у вас уже есть,
- опишите, как видите работу с наставником: формат общения, стоимость занятий, контроль достижений,
- подумайте, с кем вы хотите работать: какие опыт и личные качества наставника важны для вас,
- пробуйте обращаться к экспертам напрямую или пишите о своей готовности работать с наставником в сообществах, где общаются специалисты нужного профиля.
Самый сложный пункт, на котором «ломается» поиск и у экспертов, и у учеников — заявление о своей готовности к сотрудничеству в сообществах и в личных сообщениях. Даже если вы не стесняетесь писать другим людям, этот этап занимает много времени и не всегда гарантирует, что вы найдете наставника или ученика.
Тем не менее, я вижу, что в диджитал-сообществе растет запрос на индивидуальную работу с наставниками. Поэтому в последнее время я не только учусь продвигать себя, но и пробую состыковывать экспертов и учеников. Сначала я делал это с помощью группы «Наставники в диджитал» на Facebook.
А потом появился Толк :)
Главная задача «Толка» — избавить учеников и наставников от мучительных поисков друг друга. Вот как мы это делаем:
- «Толк» ориентируется на запрос ученика и помогает ему сформулировать цель работы с наставником,
- затем мы показываем анкету ученика подходящим экспертам,
- экперты сами пишут ученикам и предлагают им помощь.
Все-таки ученику гораздо комфортнее получить сообщение от сильного эксперта из Яндекса, Альфа-Банка или РБК, нежели писать ему и гадать, насколько он сейчас загружен. А эксперту удобнее сразу выбирать только тех учеников, с которыми ему интересно работать, а не тратить часы на собеседования и выяснение запросов.
За год изучения рынка наставничества я не видел аналогов «Толка». У нас есть конкуренты, но они предлагают ученику самому связываться с экспертом и обсуждать условия наставничества. Это не решает одну из проблем учеников — страха написать первым.
Если вы хотите найти наставника или сами готовы помогать другим развиваться в профессии, приглашаю вас присоединиться к «Толку». Сейчас мы только учимся развивать культуру наставничества в России, но первые результаты уже есть: сейчас наставники и ученики находят друг друга в нашей группе или с помощью куратора сервиса, а недавно мы запустили мобильное приложение, чтобы сделать поиск еще проще.
Как работает Толк
Каждый молодой специалист может написать запрос, который увидят все менторы. Запрос – это публичное сообщение, в котором описана цель, задачи и условия, на которых необходима помощь от потенциального наставника
Запрос может содержать также информацию о проекте, с которым нужна помощь, если таковой имеется.
Заинтересовавшиеся наставники сами откликаются на запрос и предлагают свою помощь, рассказывают о себе. Человек, оставивший запрос решает с кем из экспертов ему хотелось бы продолжить работать.
Формат вы определяете сами. Это может быть как ряд консультаций, так и полноценное наставничество, например 2 месяца с регулярными онлайн-встречами пару раз в неделю
Что в итоге
Я уверен, что будущее за наставничеством. К сожалению, на онлайн-курсах по прежнему не учат работать с настоящими проблемами клиентов, которые точно знает каждый профессионал. Но найти людей, которые подходят друг другу всегда челлендж.
Мы упростили поиск учеников экспертам и наоборот. Все-таки гораздо лучше потратить один месяц и получить практический опыт, который полностью отвечает вашему запросу, чем провести три месяца на курсах и узнать только базовые вещи.
Заходите тестировать наш сервис. Мы всегда на связи и рады любому фидбэку, который поможет улучшить продукт
Проблема не в том, что курсы не работают, а в том, что курсы хреновые. Нет согласованности между преподавателями, очевидные для них и неочевидные для аудитории вопросы игнорируются, потому что кажутся банальными, а контент перед занятием не прорабатывается. Хорошие курсы есть, но их мало.
В наставничестве есть большой минус—зачастую люди не знают, как правильно сформулировать вопрос, потому что они с предметной областью не знакомы.
Интересно посмотреть, как будет все у вас развиваться. Удачи с проектом!
Да, это правда. На рынке есть хорошие курсы, но я рассказал лично свою историю в одной очень крупной компании, где сам преподавал. И это настолько меня выбесило, что натолкнуло на создание подобного сервиса. Мы делаем большой упор на работу с запросами от молодых специалистов и надеемся помогать еще больше. Спасибо за ваш фидбэк ❤️
Наставничество определенно дает более мощный рывок. Сама обращалась к менторам и убедилась в этом. Смущает как правило именно написать самой, обратиться и цена (часто часовая ставка за консультацию высока у крутых спецов, поэтому курсы бывают выгоднее).
Как раз эту проблему мы постарались решить. На сервисе можно описать свою цель и условия, а менторы сами напишут вам. Часто бывает такое, что если ученик написал классный запрос и видно его желание работать, ментор даже готов взять на комфортных вам условиях
Так это...давно же существует сервис для менторства. и не один. и 3к за час с крутанами.
Да, я не спорю. Но у нас иная модель. Как показали исследования, очень сложно выбирать из некоего каталога. Людям сложно выбрать наставника, когда они они видят разницу только в фотографиях и имени. Вот в каталоге все классные, у всех регалии и всё такое. НО как мне определиться и узнать кто именно мне поможет? А вдруг этот человек сейчас занят? И если выясняется что он действительно занят, написать еще кому-то и опять спрашивать очень сложно чуть ли ни каждому второму молодому специалисту. Мы же предлагаем ребятам просто описать свою цель, чтобы менторы пришли и предложили помощь. Представьте как классно, когда к вам приходит эксперт и говорит, мол Оля, смотри у меня есть необходимые тебе знания, давай я помогу
Так «проблема» в том что курсы хорошо продаются. И масштабируются. С точки зрения бизнеса гораздо выгоднее. И их организаторам зачастую все равно, получил ли ученик знания или нет. Даже лучше если не получил, но ушёл с мыслью, что надо пройти ещё один курс и вернулся.