Хотим, чтобы вы отдыхали налегке, а аренда была без залогов. Поможете?
Привет, я Зина, со-основатель Налегке.про. Я расскажу, как мы с командой решили помочь путешественникам не таскать в поездки ничего лишнего и случайно открыли целое море потребностей малого арендного бизнеса. Теперь мы решаем обе проблемы и создаем нишевой маркетплейс аренды в сегменте Sport/TravelTech. Нам нужны первые пользователи!
Содержание
Немного обо мне
Если коротко, я экс-Сбер, экс-X5 и банк "Открытие". Занималась сначала коммуникациями и маркетингом, потом – продуктовой разработкой. Еще я обожаю путешествовать и заниматься спортом. Была в 18 странах мира и 29 регионах России. Выбежала марафон из 4 часов и познакомилась с мужем на гонке с препятствиями. Освоила горные лыжи, борд, речной серф, сап-борд, каяк, вейк-серф и еще кучу всего.
Я уже писала статью об опыте перехода из найма в стартап. Там не было ничего о Налегке.про и было много рефлексии. В тот момент мы не хотели светить продукт, потому что у нас мало что работало. Сейчас тоже не все работает, но мы смирились.
О нашей идее. Взгляд путешественников
У меня есть партнер по бизнесу София. Она тоже много путешествует и переезжает, а теперь живет на Бали. Мы сошлись в мысли, что тааааак хочется оставаться активным, но не таскать по отпускам и переездам свой любимый велик, ракетки для тенниса и сноуборд. Было бы прикольно все это арендовать, но аренда далеко не всегда оставляет позитивный опыт. Обычно на станции аренды ты "берешь, что дают", а хочется найти безопасный экип хорошего качества (желательно, вообще новый), чтобы он не разваливался на ходу и подходил по размеру.
После исследования на 240 респондентах стало понятно, что мы не одни. Около трети активных путешественников берут что-то в аренду. Это много (но, на наш взгляд, есть потенциал для роста). 56% путешественников оценивают свой опыт аренды на "троечку и ниже из пяти.
Оффтоп. В исследовании мы хотели выявить зависимость разных видов спорта друг от друга, чтобы найти самые "вкусные" ниши. Казалось, что бегуны часто катаются на великах, а сноубордисты - на серфбордах. Выяснилось, что реальной корреляции почти нет. Лишь с натяжкой можно сказать, что виндсерфинг и кайтсерфинг – это «второй спорт» для лыжников, сноубордистов и серферов.
Мы покрутили тему со спортом, сделали 12 интервью и выделили самые "горячие" запросы путешественников. Люди с детьми говорили, что им важна безопасность, продвинутые путешественники говорили, что хотят пробовать новое и качественное. Некоторые респондентки говорили, что им хочется даже во время аренды выглядеть стильно, а не быть «чуханом» в черной помятой куртке на черном сноуборде.
После этого всего у нас в голове возник маркетплейс для активных путешественников, где я могу забронировать экип, подходящий мне по параметрам, размерам и качеству. С этой идеей мы съездили на WebSummit в Лиссабон и с радостью обнаружили, что подобные стартапы есть и в других странах мира.
Под вершиной айсберга – проблемы малого бизнеса
Сначала мы концентрировались на запросах путешественников. Но оказалось, что у станций аренды проблем намного больше.
Первая. Некоторые до сих пор хостятся на ucoz и narod (привет из 2000-х). Не потому, что у них нет чувства прекрасного, а потому, что небольшой оборот не позволяет инвестировать в обновление сайта. А старый сайт... Ну, вроде бы работает. Пусть живет еще пару лет.
У многих вообще нет сайта. Сезон короткий, у основателей нет времени заморачиваться и инвестировать в ИТ-инфраструктуру. Что будет в следующем сезоне - вообще неизвестно, поэтому лучше продвигаться на VK.
Вторая. Станциям довольно тяжело продвигаться. Это особенно актуально для станций без сайтов. Они тратят много сил, чтобы сделать себе имя и сформировать сообщество своих клиентов, но оно все равно растет медленно. Отдыхающие из других городов и тем более стран заходят случайно.
Третья. Аналитика клиентского потока, прогнозирование спроса – это то, что живет только в головах опытных основателей. Текучка большая как внутри станции, так и на рынке в принципе. Кто-то открывается, кто-то закрывается. Как следствие, знания в этой сфере умирают также быстро, как и рождаются.
Продукт – маркетплейс с расширенным функционалом для станций
Посмотрев на все это, мы решили, что функционалу для станций уделим особое внимание. Начнем с возможности удобно заводить на платформу свой склад. Уже сейчас у каждого товара в каталоге есть свои параметры: у сапов есть длина, у палаток – вместимость. На каждый товар можно поставить свою цену и залог.
Для путешественников и отдыхающих пока предлагаем классический функционал маркетплейса – с картой, возможностью фильтрации и бронированиями.
Базовый функционал Налегке.про в виде веб-версии уже готов. Он позволяет зарегистрироваться как станция или как путешественник. Станция может добавлять свои товары, путешественник – бронировать и искать их. Пока – бесплатно, без комиссии с нашей стороны.
Сейчас мы прикручиваем к платформе интернет-эквайринг и кассу. Когда закончим, начнем работать по довольно классической модели “Комиссия со сделки”.
Приложение будем делать чуть позже. Да, знаю, что mobile first, но в нашей маленькой команде экспертиза в вебе, а денег на приложение пока нет.
Вместо приложения мы сделали адаптив для мобилки. В некоторые моменты он работает спорно, но это лучше, чем ничего.
Команда
Над проектом сейчас работают вот эти ребята на фото. Все – спортсмены и путешественники. Есть перекос в сторону ИТ, который соответствует нашему этапу.
Кирилл совмещает разработку с учебой в школе, Наташа помогает с дизайном из декрета. У нас гибкие карьерные возможности!
Еще есть Антон, он за пайплайны. Покажем его отдельно.
Еще помогали Марина, Аня, Андрей и мноооого тех, кто участвовал в наших исследованиях. Мы всех помним! Спасибо!
Отдельное спасибо самым первым участникам исследования, которые говорили: "Я ищу аренду на Гугл- и Яндекс-картах. Меня все устраивает". Они помогли нам копнуть глубже и наметить новые "якори" продукта.
Куда еще мы целимся
По реалистичным прогнозам наш потолок выручки в РФ – это 80 млн рублей в год в нишах “байдарки”, “сапборды”, “палатки и походы”, “лыжи и сноуборды”, “вейксерфы”, “кайтсерфы”. Но мы не хотим ограничиваться РФ. После пилотирования мы хотим тиражироваться сразу на СНГ, а дальше – куда дотянемся.
Попутно смотрим на нишу корпоративного спорта. Корпоратам важна возможность сравнивать по цене и бронировать “вбелую” со всеми закрывающими документами, и мы можем ее дать.
Также хотим захватить нишу P2P-аренды. Это несложно и дешево сделать на уже существующем функционале - мы уже допиливаем параллельное флоу оплаты. Хотя, по нашим оценкам, выручка там будет в 13 раз меньше, чем в сегменте юридических лиц, я все же верю в P2P и считаю, что в будущем тренд на осознанное потребление и аренду у "частников" покажет себя в полную мощь.
В разрезе фичей для станций мы хотим сделать прогнозирование спроса и износа оборудования, рейтинг клиентов и анализ вероятности отказа от сделки. Уверены, это то, что поможет сегменту развиваться, а существующим игрокам - расти.
Идея фикс – страхование вместо залогов
В ближайшем будущем мы бы очень хотели избавить путешественников от залогов, предложив станциям аренды страхование оборудования от наших партнеров.
Те, кто арендовал спортивный экип в Европе, знают, что там редко встречаются залоги. Причина: все лыжи, серфборды и каяки у станций застрахованы.
В СНГ таких страховых продуктов нет (если есть, расскажите, я давно ищу). Залоги везде, и это то, что лично меня раздражает. Выбор между "Платить 5-10 тысяч залога" и "Оставить незнакомцу свой паспорт" мне кажется диким.
Мы хотим запартнериться со страховой, которая будет готова предоставить нашим клиентам страховку. А мы, в свою очередь, будем готовы дать страховой всю необходимую аналитику и поставить антифрод-фильтры. Если этот текст читает кто-то из страхового сегмента, напишите. Мы в поиске партнера, давайте сделаем рынок аренды лучше.
Нерешенная проблема
В этом тексте я не стесняюсь рассказывать о всех путях, которые мы наметили. Давайте расскажу и о проблеме.
Кажется, пока потребность путешественников "Хочу бронировать новое и красивое" будет закрываться не полностью. Через Налегке можно будет найти лучшее предложение, но общая масса инвентаря в прокатах останется прежней.
У нас есть идея, как решить эту проблему. Она требует больших инвестиций с нашей стороны, и экономику по ней можно будет просчитать только после пилота. Расскажу детали, когда пропилотируемся.
Готовимся к пилотированию
У нас есть несколько потенциальных партнеров в нишах “Походы и палатки” и “Сапборды”.
Для старта мы ищем тех, кто собирается в Москве или Подмосковье в поход или хочет прокатиться на сапе. А также тех, кто кто готов изменить своим старым привычкам и забронировать экип онлайн заранее. Мы предложим сделать бронь у наших партнеров и рассказать о своем опыте. В качестве благодарности предложим вам премиум-аккаунт и бронирование без комиссий через Налегке на два года.
Если хотите поучаствовать, подписывайтесь на телеграм-канал. Собираем тест-группу там.
А еще будем рады предложениям, конструктивной критике и, конечно, поддержке. Это то, что сейчас точно пригодится.