Студенты и нейросети: разрешить нельзя бороться
Будучи предпринимателем и маркетологом, я регулярно делюсь практически применимыми знаниями, и уже более 5 лет преподаю в вузах в качестве приглашенного спикера. Но в этом учебному году пошёл в «полноценный» штат — старшим преподавателем в Финансовый университет. И тут столкнулся с новыми вызовами. В частности, с тем, что студенты склонны использовать нейросети при выполнении заданий. Как на это реагировать? Отвечаю как преподаватель и работодатель.
Как специалист я использую нейросети в своей работе, и очень успешно. Никакие нейросети ни у кого работу не отберут, и глобально это благо. Но когда за студентов рефераты пишет ChatGPT — я отношусь к этому крайне отрицательно. И дело не в этике.
Почему же так?
Внимательно ознакомьтесь с материалом, если вы студент или наставник — тут есть много нюансов, которые нужно учесть уже сейчас.
Я не буду читать мораль про списывание и плагиаты. Тут и так всё понятно. У использования нейросетей есть более реальные и пагубные последствия.
1. Сейчас я практически не беру на стажировку молодых специалистов, даже если они приходят и сами меня просят об этом. И это при всём моём желании!
Сейчас я говорю: иди-ка поработай годик на завод (зачёркнуто) в агентство, где надо батрачить 24/7, и потом приходи ко мне, потому что я никого не заставляю работать. Вы или цените это и работаете добровольно и максимально ответственно, либо не работаете здесь вообще. Кнут и BDSM — это не про меня. Может, это моё слабое место, но вот так вот обстоят дела пока что.
Зашёл откуда-то издалека. Причём тут нейросети?
Притом, что сегодняшние молодые специалисты приходят с одним и тем же паттерном поведения, который практически все получают в школе. Он называется — «******* (обмануть) учителя».
Фраза «Я всё сделал!» — самая страшная фраза, которую можно услышать от молодого специалиста. Потому что он вкладывает в неё что-то типа «Я написал домашку, просто поставьте 4 и отпустите домой». Хотя бы продолжите эту фразу таким тезисом: «Давайте поскорее проверим результат от моей деятельности!» — уже будет прекрасно.
И вот использование нейросетей в учёбе как раз продлевает действие этого паттерна. Раньше если ты списал — это было сразу видно. Более того, при списывании что-то оставалось в голове. По себе помню!))
Теперь же у человека складывается иллюзия, что его не поймают (хотя антиплагиат уже научился всё это вычислять), и он не считает нужным даже рерайтнуть материал. И поэтому создаётся ложное впечатление, что ты можешь ничего не делать и получать оценку/зарплату. Такое мышление приводит к печальным результатам.
Нужно не формальное выполнение задания — нужен результат!
2. Учёба — это ЗУНы
Я понимаю, что сегодняшний инфобизнес очень сильно повлиял на отношение массовой аудитории к высшему образованию. Да и сами вузы не всегда поспевают за временем. Но тем не менее, высшее образование даже в современном мире — это НЕ «четыре года отсидки за никому не нужную корочку».
В любой методичке есть такое понятие — ЗУН: знания, умения, навыки. Это конкретные вещи, которые должен вынести человек из каждого курса.
Так вот даже написание реферата — это навык. Навык поиска информации, её логической переработки и вёрстки.
Я учился на журфаке МГУ, и нас часто упрекали в том, что мы не умеем искать информацию. Это выражалось в том, что мы не ездили в разные библиотеки, а пользовались двумя-тремя :-) Хотя это было каких-то 10 лет назад. Могу представить, что сказали бы про сегодняшних ребят.
Разумеется, владение нейросетями — это тоже навык. И я был очень рад, когда ребята представили доклад, полностью сделанный через нейросети (анонсировав это), но для этого достаточно одного раза.
Прошу учесть, что я не из тех, кто говорит, что раньше было лучше! Наоборот, я считаю, что сегодня время удивительных возможностей, но есть узкие горлышки, которые могут аукнуться с точки зрения рынка труда. Поэтому нужно сейчас их озвучить.
Почему Гугл стал так быстро противопоставлять что-то чату GPT? Да потому что поисковиками уже никто не пользуется! Зачем выбирать из каких-то 10 ссылок, если можно сразу получить ответ на свой вопрос? Да и плевать, что нет выбора никакого, это же искусственный ИНТЕЛЛЕКТ сгенерировал.
Иллюзия выбора в Гугле уже заменена на отсутствие выбора через бота. Скоро в ответ на запрос «Напиши мне программу питания на неделю» будут также всплывать ссылки, где лучше всего приобретать всё то, что советует ИИ. И всё — тотальная монополия.
Молодые ребята сейчас активно читают «1984», но только вот даже не представляют, что уже живут в антиутопии — только в другой и очень красиво им поданной. В которую они с радостью сами отправились.
3. Всегда сравнивайте умственную деятельность с физической: в спортзале можно просто обколоться стероидами, а можно заниматься с собственным весом и улучшать здоровье.
У студентов есть прекрасная возможность накачать самую важную мышцу — мозг! Я очень им завидую, потому что для этого есть всё — время, ресурс, среда.
Оценки и даже эрудиция — это не показатель образованности. Образованный человек — это не тот, кто всё знает. Это тот, кто знает систему, как получить знания обо всём. И обладает должной гибкостью («раскачанностью») мышления, чтобы быстро эти знания получить и применить.
Поэтому решайте сами — и если продолжать метафору со спортзалом, то: вам нужен эффект «здесь и сейчас», просто красивая фотка в Нельзяграм ради лайков, но ценой здоровья? Или же вам нужно здоровье и крепкое тело на всю жизнь? Это требует разных усилий и разного пути.
4. «Нейросети — это же экономия времени!» — самое лицемерное выражение, которое я слышал.
Студенты пытались убедить меня, кто написание реферата через ChatCPT — это экономия времени.
Я вам скажу так: в бизнесе вы действительно стремитесь к оптимизации. Это нормально. Недавно я забыл заложить денег на копирайтера, и текст на лендинг про недвижимость в Дубае написала нам нейросеть. Это прекрасно. Потому что я не хочу, чтобы люди занимались копипастом. Пусть человек тратит свою энергию на создание классных креативов — на днях как раз размышлял о том, нужен ли нам технический прогресс.
Но когда студент «экономит время» на написании рефератов — у меня вопрос: на что ты это время собираешься потратить? Если уж ты не развиваешься в этой области и делегируешь домашку нейросети, то наверняка в освободившийся вечерок ты пишешь трогательную поэму или изобретаешь лекарство от рака. Это достойно восхищения, сниму шляпу, если так!
5. Вместо вывода
Умение делать выводы — тоже хороший навык!) Поэтому ничего дополнительно писать не буду. Текст вышел немного эмоциональным, но он таков от неравнодушия. И обращён он не только к студентам, но и к преподавателям и всем, кто способен влиять на систему образования. Давайте интересные нестандартные задания, чтобы их хотелось сделать самостоятельно!
И будущее, и настоящее — в наших руках. О как пафосно!)