VC смещается в сторону инкубации и стартап-студий?
Успех одного способен изменить индустрию. Разбираем кейс Майка Спейзера: как выводить каждый пятый проект на IPO, когда инкубируешь стартапы?
16 сентября 2020 года на IPO вышла компания Snowflake. После первичного публичного размещения ее акции подорожали вдвое: со $120 (изначальная ставка компании) до $245 за акцию. Максимальная цена достигла $319. Сама компания теперь оценивается в $33,2 миллиарда.
А вот по какой цене акции Snowflake покупали инвесторы:
- Sutter Hill Ventures — $0,17
- Redpoint — $0,97
- Altimeter Capital — $2,30
- Iconiq Capital — $3,50
- Sequoia — $7,46
Как повторить этот прыжок «из грязи в князи»? В мире не столь много фаундеров и инвесторов, способных вырастить компанию-единорога. Однако некоторые фирмы доказали: они умеют создать историю успеха. Sutter Hill Ventures — одна из них.
Именно в ее инкубаторе Snowflake доросла до IPO. При этом первые два года стартап провел под временным руководством директора Sutter Hill — Майка Спейзера. До выхода на IPO Спейзер владел 20 % этой «уникальной снежинки», и с 16 сентября его доля оценивается в $12,6 миллиарда.
Помимо Snowflake, портфолио Спейзера включает Pure Storage — еще один проект с публичным размещением. По отношению к общему количеству портфельных компаний процент многомиллиардных «дочек» в рукаве Спейзера просто огромен — 20 % в сравнении с одноразрядными числами других VC.
Индустрия VC не обошла вниманием минувшее IPO. Многие предсказывают, что все больше венчурных фирм пойдет в сторону инкубации стартапов или адаптирует модель стартап-студии. Ждет ли нас смещение в сторону новой концепции? Присмотримся к стратегии Спейзера, чтобы разобраться.
Что такое стартап-студия / инкубатор
Стартап-студия — это бизнес, главной целью которого является непрерывное создание стартапов и заработок от их деятельности или от продажи самих стартапов. В отличие от студии, инкубатор поддерживает уже существующие проекты, подхватывая их на ранних стадиях и помогая в начальном развитии.
Подход Майка Спейзера частично иллюстрирует их деятельность. Вместо того чтобы инвестировать в проекты, он полностью концентрируется на создании и развитии компаний. Из-под его пера выходит примерно один стартап в год. Сценарий такой: Спейзер находит двух-трех фаундеров и финансирует на ранних этапах. Затем Спейзер становится временным CEO и сохраняет эту должность около года, максимум — двух лет.
Преимущества для фаундера
В компании Snowflake три фаундера: Бенуа Дажвилль, Тьерри Круан и Марчин Жуковски. СМИ редко вспоминают о них, да и сами фаундеры не ищут медийной славы. Однако их технические решения продолжают бить в яблочко — не зря продукт Snowflake наступает на пятки лидерам облачной обработки данных: Amazon и Google.
Мы и не думали о том, чтобы учредить компанию. Для нас было важнее создать облачную технологию. А компания — второстепенный вопрос.
Не все фаундеры мечтают о том, чтобы стать CEO. Не всем даже хочется возиться с созданием компании. Необходимость обязывать себя руководящей должностью возможно отпугивает больше инноваторов, чем нам кажется. Для таких людей приоритетнее разработать действительно революционный продукт. А вот типично менеджерские задачи, такие как отладка корпоративной структуры, привлечение средств, создание отдела продаж, лишь отвлекают от реальной работы.
Как эту проблему решает Майк Спейзер? В первые несколько лет он берет роль CEO на себя. Это развязывает руки фаундерам: они могут полностью сосредоточиться на продукте. Коллеги из студии / инкубатора тем временем решат вопросы финансирования, наладят операционный процесс, запустят продажи. Выходит, фаундер свободен в творческом полете — и при этом уверен: бизнес строится на славу.
Может быть, Snowflake — первая ласточка изменений в сфере венчурного бизнеса. Есть куда развиваться. В мире немало выдающихся умов, которые считают себя неважными руководителями и лишь поэтому тянут с созданием стартапа. И есть возможность воплотить их уникальное видение со взаимной выгодой.
Какую пользу это принесет CEO
Модель инкубации имеет еще одно преимущество. Предположим, дела идут хорошо, и бизнес достиг заветного product market fit. Тогда представитель студии, временно управляющий стартапом, снимает с себя роль руководителя и передает ее более пригодному специалисту. Бывший же CEO занимает место в совете директоров.
Обсудили фаундеров, которые не хотят становиться руководителями — теперь обратимся к другой несправедливо забытой категории: CEO, которые были бы счастливы присоединиться к уже готовенькой компании с отрискованным product market fit.
Это еще один принцип работы Марка Спейзера. Его компании обречены на прекрасных CEO по двум причинам.
- Он может питчить их как свои сильнейшие проекты, ведь он лично контролировал их создание и развитие. Если Спейзер покидает кресло CEO и ищет нового, то это не крик о помощи, а признак триумфа.
- Соискателям заранее известно: за условным Snowflake стоит крепко сбитая команда профессионалов. Положительная репутация проектов Спейзера и низкий риск привлекает больше потенциальных CEO, в том числе мэтров индустрии.
Потенциальные риски инкубирования стартапа
Конечно, модель стартап-студии / инкубатора не может обойтись без ложки дегтя. Потенциальных фаундеров отпугивает долевой вопрос, ведь это из их кармана утекают проценты собственности. Например, Бенуа Дажвилль — кофаундер Snowflake с наибольшей долей — после IPO владеет 3,4 % компании. Хотя у фаундеров после IPO обычно проценты выше.
Другой недостаток подхода — меньшая автономность. В начале пути ни один стартап не откажется от экспертизы, помощи и связей условного Майка Спейзера. Однако его участие станет обременительным в ту же секунду, когда фаундеры разойдутся с ним во взглядах на будущее проекта.
Следует помнить, что инкубация компании, особенно в роли временного CEO, требует от вас больше ресурсов, чем обычное инвестирование.
- Во-первых, ставки становятся непомерно высоки.
- Во-вторых, вы пропускаете возможность влить средства в другие компании, которые развиваются параллельно вашему проекту — и порой более успешно.
- И последнее: зная, что вы преимущественно занимаетесь инкубацией, фаундеры будут с меньшей охотой соглашаться на встречи. Почему? Денег, скорее всего, вы не дадите — да еще и конкурента можете вырастить.
Инкубация Спейзера: инструкция по применению
Методика Спейзера игнорирует принятые в сфере венчурного бизнеса условности: у него здесь, как говорится, свой путь. Вспоминая, что он попадает «в яблочко» на каждую пятую попытку — похоже, у этого парня есть чему поучиться.
Чем отличается его подход?
- Майк проводит с командой стартапа два дня в неделю.
- Он также совершает меньше инвестиций. Это косвенно предполагает, что он видит шансы своих компаний крайне высокими.
- Основной принцип его методики — «Все решают идеи».
Но как именно Спейзер выбирает крупицы золота из пустой породы? Другими словами — каким должен быть стартап, чтобы однажды вырасти до мультимиллиардного гиганта?
Ищи революцию — спонсируй зачинщика
Спейзер постоянно ищет рынки, которые находятся в процессе глубинных изменений. Смоделируем ситуацию: в мире IT появился новый продукт (допустим, софт), который может изменить все, что мы знаем об этой индустрии. Спейзер разыскивает именно такие продукты — и идет ва-банк. Он делает ставку на то, что вскоре индустрия совершит полный переворот под влиянием новой разработки. Если все сложится, спрос будет ошеломительным. Но до тех пор сохраняется огромный риск.
Чтобы пойти ва-банк, нужно тончайшее умение поймать момент. Ведь компании, действующие по методике Спейзера, редко закрываются из-за так и не случившегося переворота. Напротив: они умирают, потому что изменения идут слишком медленно. Недостаточно понять, что рынок готов к революции — нужно ее ускорить.
Компании Спейзера занимают более агрессивную позицию: они не просто верят, что революция не за горами, но и надеются стать триггером, который запустит необратимую реакцию на рынке.
Спейзер не боится рисковать. У Sutter Hill Ventures достаточно капитала, чтобы поддерживать стартап в течение долгих лет. Однако компания продолжает вливать средства даже в критические моменты, когда любой другой пропустил бы ход. Фактически Спейзер готов принять удар на себя из расчета, что рынок однажды «подтянется» к его видению.
Филигранность с первых шагов
У Майка есть особый «почерк», и другие участники рынка ощущают его даже на пред-пред-стартовых этапах инкубации.
- Филигранность Спейзера проявляется уже при встрече с потенциальными фаундерами. Прежде чем доверить кому-то создание компании, он намерен увидеть и выслушать сотни кандидатов.
- В роли временного CEO Спейзер контролирует все — от корпоративного зачатия идеи до выхода продукта на рынок.
- Также Майк сам ведет Customer Development. Когда стартап только появился, думать о прибыли еще рано. Сперва нужно нащупать нишу и продукт, понять взаимосвязи на рынке, проверить будущий спрос.
Большинство VC-фирм и фондов не работают «в поле», поэтому фаундеры не могут делегировать им никаких задач. К тому же инвесторы не всегда владеют столь широким опытом развития успешных стартапов, какой есть у Спейзера — особенно когда он поработал в каждом инкубируемом проекте.
Forbes
Что можно из это извлечь?
Нужно выбрать что-то одно
Методику Спейзера в венчурном бизнесе можно описать так: не взбалтывать и не смешивать. Он выбрал свою специализацию, и он ее придерживается. Не считая инвестиции в SumoLogic на стадии B, похоже, Спейзер не совершал иных финансовый вложений, кроме как в инкубируемые компании.
Казалось бы, сколько возможностей он теряет! Однако инвестирование — это процесс, который никогда не заканчивается. Всегда найдется какая-нибудь компания недели, в которую нужно непременно инвестировать. Времени на развитие стартапов просто не остается.
Спейзер выбрал инкубировать, инкубировать и еще раз инкубировать. А значит, ему не приходится следить за штормом потенциальных инвестиций.
Стена между фаундерами и инвесторами рушится
Когда фаундеры допускают инвесторов к проекту, то нередко возводят вокруг него Великую Китайскую стену, чтобы защититься от нежелательных вмешательств. Другими словами, фаундеры боятся, что инвесторы могут навредить их компании.
Однако успех Спейзера — живое подтверждение тому, что формат стартап-студии может повлиять на стартапы в лучшую сторону. Фаундеры Snowflake доверили ему руководство собственным проектом и, похоже, выиграли на этом настоящий джекпот. Их триумфальное IPO подтолкнуло индустрию венчурного бизнеса переоценить отношение к стартап-студиям и инкубаторам.
Время поворачивает флюгер от инвесторов в сторону фаундеров — медленно, но верно. Когда рычаги воздействия окажутся в их руках, страх перед инвесторами исчезнет вовсе. У VC-фирм и фондов останется два пути:
- Занять пассивную позицию, делиться с проектами лишь финансами и брендом.
ИЛИ
- Активнее участвовать в жизни компаний, предоставлять экспертную поддержку и помощь.
Может появиться больше единорогов. Они чаще начнут поднимать большие раунды инвестиций, а значит, возрастет желание финансировать стартапы на ранних этапах. Возрастет и конкуренция: все больше фирм и фондов будет сражаться за возможность инвестировать в компанию «на старте». Это позволит стартапам повышать требуемые уровни вложений.
Если у вас есть вопросы или идеи, то их можно обсудить тут или в чате стартап-студии Admitad Projects в Telegram.