Как держать денежный поток под контролем и не упасть в кассовый разрыв
Что для бизнеса жизненно необходимо? Правильно - деньги. Чтобы они всегда были, нужно уметь контролировать их поток. И нет, это не постоянно пялиться в экран телефона и ждать смс-ки с зачислением средств на счет. Контроль денежного потока - это постоянный труд по анализу, поиску аномалий, планированию поступлений и расходов. Но этот труд сполна окупается вашей безопасностью и уверенностью в завтрашнем дне.
Давайте разберемся по шагам, что надо делать, чтобы с деньгами все было чики-пуки.
Шаг 1. Соберите ОДДС
Прежде чем приступать к аналитике и планированию, нужно, чтобы у вас было что анализировать и на основании чего планировать.
Речь о том, чтобы собрать самый первый и один из самых важных отчетов - отчет о движении денежных средств. Хорошая новость - мы уже про него рассказывали в одной из статей. В ней сможете узнать, что это за отчет такой, заем нужен и как его собирать.
Допустим, что мы справились ― компания настроила учет денег. Но что делать после того, как система налажена? Как управлять деньгами на основании данных из ОДДС?
Шаг 2. Следите за поступлениями и выбытиями
На этом этапе важно постоянно наблюдать за поступлениями и выбытиями. Это поможет вам прогнозировать результаты, искать аномалии и распределять деньги.
Конечно, важно, чтобы приходов всегда было больше, чем расходов.
Шаг 3. Сравнивайте разные периоды
Через некоторое время, если вы регулярно собираете факт по компании, у вас уже будет достаточно данных для анализа движения денег в разных периодах. Эдакий горизонтальный анализ.
Иногда случается такое, что та или иная статья в определенный месяц выбивается из общей картины, и это заметно только при сравнении с другим периодом. Для таких ситуаций нужно найти причины и постараться сделать так, чтобы они не повторялись, или по крайней мере были прогнозируемы.
Шаг 4. Планируйте поступления и траты
Следующий важный этап - краткосрочное планирование трат и поступлений. Для этого нам поможет платежный календарь.
Отдельно про планирование писали в статье:
Если кратко, при ведении платежного календаря надо отвечать себе на несколько вопросов:
- Когда и какие продажи планируются?
- Когда планируются оплаты по выставленным счетам?
- Какова вероятность выполнения плана?
- Кому и когда мы должны заплатить?
Все это вносим в ПК и смотрим на результат.
Посмотрите по отчетам за прошлые месяцы, сколько вы обычно тратите по конкретной статье — если ничего особенного по ней в следующем месяце не планируется, заложите примерно такую же цифру.
Ведение платежного календаря помогает управлять деньгами компании: предвосхитить кассовые разрывы, избежать просрочек платежей, оптимизировать расходы.
Шаг 5. Постоянно анализируйте прогнозы и улучшайте планирование
Планирование - тоже навык. Оно может не получаться с начала, но постепенно вы сможете прокачаться и планировать будущее с высокой степенью точности.
Как этого добиться? Постоянно проводите план-фактный анализ. Отмечайте, по каким статьям точность планирования и так высокая, а где тыкаете пальцем в небо, и оптимизируйте результат.
На уровне платежного календаря это делать легко - планирование там идет максимум на пару недель вперед. Но тем не менее делать это максимально важно, чтобы из-за плохо спланированного будущего компания внезапно для себя не оказалась в кассовом разрыве. Тогда будет не до шуток.
Вывод
Чтобы управлять финансовым потоком, нужно собирать фактические данные о движении денег, анализировать их и планировать, сколько будет потрачено и заработано в дальнейшем. Это объемная аналитическая работа, и мы всегда рекомендуем руководителям делегировать ее. Иначе просто забьете. Проверено.
А потому делимся с вами шаблоном платежного календаря...
...ну а если хочется найти себе специалиста-волшебника, который придет, все посчитает и скажет, что надо делать - записывайтесь к нам на консультацию. Она бесплатна и полезна. Успехов!
Ваш Финвед