Что делать если ваш предоплаченный заказ был отменен продавцом в одностороннем порядке
Привет! Это Василий Черепанов, юрист организации по защите прав потребителей Пермского края. Такого массового нарушения прав потребителей, которое творится сейчас не было никогда. В этой статье поговорим о том, что делать и какие есть риски, если ваш заказ был в одностороннем порядке отменен Продавцом несмотря на получение им предоплаты.
Хотелось бы отметить, что подобные отмены были и раньше, правда не в таком количестве, поэтому в принципе практика разрешения подобных споров в судах сложилась.
Самое важное, что нужно понимать:
1. В момент, когда вы оплатили товар и продавец выдал Вам чек считается, что между вами заключен договор розничной купли-продажи.
2. Продавец не имеет права в одностороннем порядке расторгать договор (дал слово передать товар, его нужно держать).
3. Несмотря на то, что денежные средства Вам вернули договор продолжает действовать, обязательство по передаче товара у Продавца никуда не девается.
4. Если товар не был передан в срок указанный в товаре или если срок не был указан - в разумный срок (7 дней) у потребителя есть право выбора: либо вернуть деньги, либо потребовать передачи товара (Статья 23.1 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Но независимо от того, что выберет Потребитель у него есть право требовать также возмещения убытков.
Например, Вы купили телефон за 20 т.р., продавец в одностороннем порядке отменил заказ и вернул вам деньги, но сейчас этот товар стоит 30 т.р., вы покупаете за 30 т.р. и разницу можете требовать у первого продавца.
5. Если вы выбрали требование передать товар, то до того момента пока товар не будет Вам передан Продавец будет нести ответственность в виде неустойки в размере 0,5% за каждый день от размера предоплаты (сумму предоплаты указанная неустойка превышать не может).
6. Если дело дойдет до суда и судебным решением продавца обяжут передать Вам товар суд может (обязан по вашему требованию) наложить на продавца еще и судебную неустойку, чтобы простимулировать продавца исполнить свои обязательства.
А теперь поговорим о рисках:
1. Чтобы продавец смог передать товар он должен фактически у него быть или у него должна быть возможность его где-нибудь получить. С учетом введенных санкций у меня есть в этом сомнения. Решение в части передачи товара может быть неисполнимым.
2. В этом случае можно будет поменять способ исполнения на возврат предоплаты+убытки+начисленная неустойка никуда не денется.
3. Риск банкротства Продавца и невозможность получить вообще что-то (он был всегда, но теперь он существенен как никогда).
Что делать?
1. Принять решение чего вы хотите добиться:
- Вернуть деньги
- вернуть деньги+убытки (купили товар дороже либо доказать убытки в суде иным способом)
- добиваться передачи товара
2. Если вы выбрали 2 или 3 вариант, то нужно направить Продавцу претензию заказным письмом.В своем телеграмм канале в закрепленных сообщениях я выложу образец претензии, она хорошая, со ссылками на все нормы права, правда она написана под 3 вариант, но ее легко можно переделать под 2, просто поменяв требование.
3. Если на вашу претензию ответили отказом, то выбора нет, придется обращаться в суд. Здесь уже нужно будет искать юриста, либо самостоятельно изучить большое количество информации.
В заключении хотелось бы отметить, что под массовую отмену заказов попали также и предприниматели. Одному моему клиенту отказались поставлять грузовые машины на сумму 20 млн рублей, хотя они уже стояли в салоне в Перми и были полностью оплачены. И это также незаконно! Но для предпринимателей определяющее значение имеют условия договора, так что здесь общего рецепта дать невозможно, каждый случай может быть индивидуален.
На этом все, вопросы задавайте в комментариях, по возможности буду отвечать. И всем удачи в это не простое время!