Как бизнесу помогать обществу и планете: три мифа об устойчивом развитии и социальной ответственности
Может ли компания быть социально-ответственной, если у нее нет бюджета гигантской корпорации? Сколько сил и денег это отнимает и с чего начать? Руководитель HR-коммуникаций eLama Алла Гузова расскажет об устойчивом развитии и корпоративной социальной ответственности на примере eLama и развенчает популярные мифы.
О концепциях устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности (КСО) пишут много: чем они отличаются, что включать в одну, а что — в другую, как применять их на практике.
Я не буду глубоко погружаться в эту тему, а расскажу об ответственности бизнеса в широком смысле — перед обществом, страной и миром. Это ответственность в двух временных пластах: здесь и сейчас, перед современниками, и «на перспективу», перед будущими поколениями. И проявляется она в трех направлениях: экономическом, экологическом и социальном.
Иными словами: то, что компания делает сегодня, не должно навредить ни ей, ни другим в дальнейшем. Если очень кратко и упрощенно, в этом и есть суть устойчивого и ответственного развития.
Когда говорят об устойчивости или КСО, то подразумевают трансформацию бизнеса: компания, ориентированная только на деньги, превращается в заботливую организацию с высокой степенью осознанности. И чем серьезнее изменения, тем сложнее поддержка и больше вложения компании.
Что устойчивое развитие дает бизнесу
- Растет узнаваемость бренда и доверие к нему со стороны текущих и потенциальных клиентов и сотрудников. Учитывая сегодняшние глобальные и локальные проблемы, компания не может себе позволить не думать об ответственности и устойчивости.
- Повышается вовлеченность и лояльность персонала. Приятно работать там, где думают не только о деньгах, но и о чем-то большем. Такой компании хочется помогать, в ней хочется оставаться, ее хочется рекомендовать.
- Увеличивается эффективность бизнеса в долгосрочной перспективе. Когда компания думает глобально, она обращает больше внимания и на риски (включая репутационные), и на ресурсы, и на взаимоотношения (с партнерами, клиентами, сотрудниками), и на свою миссию.
Впрочем, бывает и по-другому: не так сложно, долго и дорого. Если нужные ценности заложили в компанию еще в момент ее основания. Тогда не нужны ни трансформация, ни сложные программы.
Я расскажу о некоторых спорных убеждениях относительно КСО и устойчивого развития и опровергну их на примере нашей компании.
Миф 1: это только для крупных корпораций с большими деньгами
Чем больше ваша компания — тем больше ответственности перед современниками и потомками вы несете. Примерно к такому тезису сводилась концепция устойчивого развития. С тех пор мы не раз слышали о глобальных корпорациях и их многомиллионных социальных программах и благотворительных акциях. Это что же получается: помогать другим можно только в том случае, если у компании огромный бюджет?
На самом деле, корпоративная социальная ответственность — это и правда не бесплатно. Но чтобы следовать принципам устойчивого развития, необязательно быть нефтеперерабатывающим гигантом. Помогать экономике, экологии и обществу может компания любого размера.
Разберем на примере eLama.
В eLama работают около 300 человек, и мы не корпорация с массовым продуктом. У нас нет вредных выбросов и масштабной КСО-программы. Зато есть желание помогать, которое не обходится в миллионы. Например, такие экоактивности предусмотрены в нашем офисе:
- Отказались от одноразовой посуды и постепенно переходим на многоразовую. Для этого пришлось купить еще три посудомоечные машины. В итоге за год мы потратили в 3,5 раза меньше, чем когда ели из одноразовой посуды.
- Сдаем на переработку пластиковые крышки от бутылок. Для афиш, которые рассказывают об акции коллегам, нам понадобились бумага и тонер. И еще несколько больших коробок для самих крышек — их набралось почти 18 кг. Крышки мы досортировали и сдали на переработку, а полученные деньги пошли на помощь детям.
- Собираем батарейки и аккумуляторы. Никаких специальных условий или оборудования для этого не понадобилось.
- Запустили сбор вторсырья, начали с тетрапака и мягкого пластика. Но есть нюансы: такую упаковку нельзя просто бросить в коробку. Ее нужно мыть и сминать после использования, а затем класть в отдельный контейнер. Всё вместе — контейнеры, распечатка инструкций, вывоз первой партии вторсырья — стоило нам около 13 тыс. рублей.
Вывод:
- Такие шаги не очень затратны. В масштабах компании — капля в море.
- Организовать процессы не сложно.
- Зато эти активности обеспечат прилив окситоцина от осознания того, что вы помогаете планете и обществу.
Миф 2: это только про экологию
Всё, что связано с устойчивым развитием и бизнесом, всегда ассоциируется с чем-то «зеленым».
Но корпоративная социальная ответственность — это вклад компании не только в экологию, но также в экономику и социум. Всё это помогает развиваться и самой организации, и городу, и всему обществу. Причем в долгосрочной перспективе.
Про экологический аспект я уже рассказала выше. А вот как выглядит экономический на примере eLama.
Экономический аспект
Во-первых, работаем по Трудовому и Налоговому кодексам, вовремя платим зарплату, налоги и соблюдаем права сотрудников. Вы удивитесь, но это и есть самая настоящая корпоративная ответственность. Равные возможности — это тоже неотъемлемая часть КСО. Например, в eLama на руководящих позициях примерно одинаковое количество мужчин и женщин (в мире заметный перекос в сторону мужчин).
Во-вторых, тщательно следим за качеством нашего сервиса и его репутацией. А еще помогаем бизнесу: бесплатно создаем рекламные кампании для старта, обучаем интернет-рекламе и упрощаем работу с ней.
Ответственность перед обществом за качество и безопасность производимого продукта — один из столпов КСО. Заботу о репутации и невмешательство в рискованные авантюры я тоже отношу к признакам устойчивой компании. В этом случае она не подвергает риску ни себя, ни своих клиентов.
Социальный аспект
К этому направлению относится всё, что помогает всестороннему благополучию — и компании, и сотрудников. Это не только соцпакет с ДМС, фруктами, спортивной комнатой и массажным креслом, но еще и:
1. Система профессионального роста, покупка литературы и оплата обучения. Например, для каждого десятого eLama — первое место работы. К нам приходят за карьерой в интернет-рекламе — и ее получают: многие текущие руководители выросли из наших же специалистов.
2. Исследования удовлетворенности сотрудников. С помощью опросов мы узнаем, насколько коллеги довольны разными сторонами работы в компании, а затем разрабатываем план действий. Так, в 2019 году выяснилось, что многие сотрудники перегружены, и у нас появилась антистрессовая программа. В нее вошли: спорт, медитации, йога, квизы, мастер-классы, совместные вылазки на природу и тихие активности вроде буккроссинга и кинопросмотров. Часть этих активностей была у нас и раньше, что-то отложили на период пандемии, а что-то благодаря ей наметили. Например, подумываем запустить психологическую онлайн-помощь.
3. Участие в акциях. В 2019 году мы присоединились к международному «Щедрому вторнику»: собирали одежду, безрецептурные лекарства, продукты, предметы личной гигиены для «Ночлежки». За неделю собрали три пакета и большую сумку. В 2020 повторили акцию помощи одиноким бабушкам и дедушкам из питерских приютов. Получилось 25 пакетов с подарками, их отвезли в социальный центр.
4. Совместные праздники. В этом году подготовили для коллег объединенный праздник в честь 23 Февраля и 8 Марта. Помимо квеста, релакс-комнат и прочего, решили записать для сотрудников поздравление от знаменитости. В итоге нашли сервис, который не только всё это организует, но и отправляет полученные деньги в фонд «Дети-бабочки
Вывод: идей для волонтерства много и не все они требуют много ресурсов.
- Участвуйте в сезонных активностях: весенних и осенних субботниках или сборе новогодних подарков. Можно выбрать что-то более глобальное: День защиты детей, Час Земли и т. д. Или провести ни к чему не приуроченный день помощи и добра.
- Напишите в известные фонды и спросите, какая помощь им требуется, — вам обязательно благодарно ответят. Определиться с фондом не всегда просто: ведь вы выбираете, кому помочь, а кому — нет. Всё зависит от ценностей вашей компании и личных убеждений: кто-то ищет реестры и рейтинги, а кто-то спрашивает у сотрудников, каким фондам они доверяют.
- Свяжитесь с больницами и станциями переливания крови. Например, в Петербурге есть мобильные бригады, которые отправляются в офисы компаний, где проходят Дни донора.
Миф 3: это насаждается искусственно
Благотворительность, «озеленение» и любая другая помощь — это история не для всех. Если человек не хочет помогать, он не обязан этого делать и тратить деньги или время. Не обязан есть из фарфора, если ему удобнее из пластика (особенно в период пандемии!) или мыть за собой тетрапаки.
Поэтому в eLama любые внутренние КСО-активности строго добровольные и совсем не массовые. Если на очередную акцию откликнутся 10 человек из 300 — это мы тоже считаем отличным результатом. Но обычно откликается больше.
Мы не занимаемся благотворительностью как компания, никакой формализованной программы устойчивого развития у нас тоже нет. Все инициативы идут от самих сотрудников, а мы помогаем их реализовать. И вот небольшой, но красноречивый пример о корпоративном характере. В прошлом году к нашему бизнес-центру пришла собака с больной лапой. Коллеги отвезли ее в ветклинику, сделали все необходимые процедуры и собрали деньги, чтобы за них заплатить. Потом почти месяц забирали собаку к себе домой по очереди. И вот уже больше года пес живет у моей сотрудницы из команды HR-коммуникаций.
Вместо заключения
Если вы хотите развиваться как социально-ответственный и устойчивый бизнес, то помните о следующем:
1. КСО и устойчивое развитие — это не только об экологии или благотворительности. Это всё, что вы делаете для счастья сотрудников, клиентов и человечества в настоящем и будущем.
2. КСО-активности должны следовать миссии, ценностям и целям компании. Или хотя бы не идти с ними вразрез. Только тогда добрые дела будут искренними, а бренд — консистентным.
3. Будьте готовы к тому, что вы не получите стопроцентной вовлеченности в волонтерство среди ваших сотрудников. На мой взгляд, такая тема не терпит громкой агитации и принуждения. Если взрослый человек не хочет помогать, нет смысла его убеждать или перевоспитывать. Если вы хотите, чтобы сотрудники были эмпатичными, то сосредоточьтесь на найме людей с заведомо «правильными» качествами.
4. Прислушивайтесь к коллегам и поощряйте их КСО-инициативы. Далеко не каждая организация готова, например, официально заниматься благотворительностью. Но часто этим готовы заниматься сотрудники в частном порядке. Помогите им всё организовать и привлечь единомышленников.
5. Начинайте с вашей внутренней устойчивости и ответственности: бизнес-процессов, отношения к сотрудникам.
6. Если хотите помогать — помогайте. Не ждите подходящего времени и не стройте космолетов в виде масштабных КСО-программ. В большинстве случаев волонтерство и благотворительность не стоят компани почти ничего, кроме фонда оплаты труда. Вокруг так много людей, которые будут рады любой помощи.